Найти тему
Порцелиновый фан

Богданова Серафима Петровна (1925-2010). Художник ЛФЗ. "Девяностые" и далее.

Здравствуйте. "Девяностые" для граждан СССР начались очень тяжело: с апреля 1991-го в нелепой попытке избежать инфляции правительство В.С. Павлова пересчитало зарплаты и цены так, что и там и сям было повышение, но с сильным перекосом в сторону цен. В результате средняя зарплата молодого сотрудника НИИ и цена пары индийских джинсов низкого качества сравнялись. Потом во все "девяностые" будут продолжаться похожие попытки за попытками, пока страна не погрязнет в дефолте 1998-го года... Но все равно люди будут жить надеждами на лучшее - что вот-вот страна всё-таки станет с головы на ноги и начнёт развиваться и богатеть. Но правящей страной элите как раз такое развитие было невыгодно: забравшиеся на самый верх представители чуждого для России народа желали только одного - выдоить, как корову, страну досуха, и "свалить из грязной рашки" с деньгами в родимый Израиль. Можно - в любимую "маму-Америку", можно - в солидную Великую Британию. Что они и делали во все "девяностые", "нулевые", "десятые", наиболее активно подались из страны после февраля 2022-го года, но многие ещё остались и продолжают гадить там, где живут, особенно ярко - в области культуры.

Фарфоровый завод, как и после Революции 1917-го года, в "девяностых" работал по инерции. Однако разница была - новых идей "преобразователи" из "девяностых" ни России, ни миру не принесли. В этом смысле это был тупик. Поэтому в декоре "девяностых" мы видим лишь повторение того, что было сделано в "семидесятых" и "восьмидесятых", и даже это в какой-то степени был подвиг, т.к. планка тех лет была высока... И это видно, например, по сервизу "Розовый" на фасоне "Весенний" от 1991-го года. Красивая ручная цветочная роспись...

В галереях ниже мы видим сравнительно новый для тех лет фасон, разработанный М.А. Сорокиным, где элементы КОНСТРУКТИВИЗМА, даже, можно сказать, СУПРЕМАТИЗМА, соединены с элементами АМПИРА (высокие, уходящие вверх ручки предметов, чашечки на ножке, крупный, выдающийся носик у сливочника, общая тяга к симметрии). Всё это придаёт посуде необычный архитектурный вид. Расписанные С.П. Богдановой на этом фасоне кофейные сервизы называются "Город на Неве" и "Летний сад". В круглых и овальных медальонах показаны знаменитые виды Ленинграда (Санкт-Петербурга). Смотрим...

"Летний сад". 1991.

Туалетная коробочка в росписи "Мачёк". Самым крупным цветком в рисунке является цветок мака. Очевидно, дорогая безделушка, расписанная (частично?) вручную.

Туалетная коробочка с крышкой "Мачёк". 1992. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".
Туалетная коробочка с крышкой "Мачёк". 1992. Фарфор, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный Эрмитаж".

В галере ниже мы видим предметы "классического" для ЛФЗ чайно-кофейного сервиза с цветочным рисунком, исполненного на не менее "классическом" фасоне "Тюльпан". Сразу видно, что это - не ручная роспись, а деколь. При этом сам рисунок традиционный. Можно сказать, что обращение к традициям в те годы было важным психологическим моментом для многих русских людей, которые таким способом как бы оттягивали сползание страны в пропасть, куда её упрямо толкала русофобская верхушка. Сервиз "Август". 1993.

Ниже представлены предметы фасона "Лучистая", расписанные в коричнево-золотой гамме. Название соответствующе - "Осенние цветы". 1994. Цветы получились не просто "осенние", а полностью пожухлые. Возможно, такой рисунок соответствовал настроению художника тех лет?

На сравнительно новой, созданной Ю.Ф. Троицким, очень интересной форме "Наташа" (близкой к классической АМПИРНОЙ, но с налётом ЭКЛЕКТИКИ) С.П. Богдановой был расписан сервиз "Фонтаны Петродворца" (1995). В эстетике, уходящей корнями в XVIII-й век в золотых резервах представлены виды скульптур знаменитых фонтанов. Как и в кофейных сервизах с медальонами, рисунки нанесены при помощи деколей.

На том же фасоне "Наташа" в 1999-м году С.П. Богдановой был создан сервиз со строгими графическими рисунками скульптур Петергофа на корпусных предметах. И всё это - в обрамлении золотистого растительного орнамента. Назван весь сервиз был просто - "Петергоф".

И ещё один сервиз на том же фасоне - "Букет". Классическая, очень эффектная ручная роспись с розами.

Ниже представлена ваза "250 лет ЛФЗ". 1994.

-10

Вот такая чашечка с блюдцем, с рисунком деколью, была создана в 1995-м году. Называется "Василёк".

-11

Яйцо "Розы". 1995. Знаменитая техника ручной росписи от С.П. Богдановой во всей красе!

Пасхальное яйцо "Розы". Полое яйцо с разъёмной подставкой. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Высота 16,0 см. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса"
Пасхальное яйцо "Розы". Полое яйцо с разъёмной подставкой. Фарфор, роспись надглазурная, позолота. Высота 16,0 см. Государственное автономное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств Кузбасса"

Чашка с блюдцем костяного фарфора на форме "Майская" с растительным орнаментом по общей эстетике перекликается с рисунками сервиза "Петергоф". 2000.

Вот такое фото (предполагаю) начала 2000-х годов с С.П. Богдановой бродит по интернету.
Вот такое фото (предполагаю) начала 2000-х годов с С.П. Богдановой бродит по интернету.

Всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое.