Раз уж почти не радует этот год яркими новинками, поговорим на отвлеченные темы. Учитывая, что день выходной, лонгрида не будет, скорее, это плейлист.
Скажите, а вы часто читаете songcredits (не могу адекватно на русский перевести, это рядом с названием песни в скобочках перечислены авторы)? Если да, то возможно, заметили, что нередко самые яркие композиции на альбомах имеют соавторов не из числа музыкантов группы, а то и вовсе целиком написаны сторонними авторами. Ничего не поделать, в по настоящему хорошем музыкальном номере должно быть прекрасно все.
Не всегда хороший исполнитель одновременно и хороший композитор, и наоборот не всегда хороший композитор в состоянии хорошо подать свои произведения. Есть вообще такой пример, как Joe Cocker, которого очень люблю, за всю свою карьеру в пять десятков лет не исполнивший ни одной своей песни (поправьте меня, если ошибаюсь). Стал ли я от того его меньше любить? Тут уж каждому свое, а заниматься надо тем, что хорошо получается.
Да и сами пишущие музыканты нередко привлекают авторов - «гастарбайтеров». Бывает и творческий кризис, когда вот не пишется ничего, а надо. Не забываем, что любая успешная группа - это, прежде всего, коммерческое предприятие и оно должно работать без простоев.
Помните, в какой - то телевикторине была опция «звонок другу», когда сам игрок затруднялся с ответом на вопрос? Тут нечто подобное, именитый коллектив в кризисе (или даже не в нем) или молодой для гарантированного успеха обращается к стороннему автору.
Иногда просто разнообразие не помешает. Иногда результат такой коллаборации настолько отличается от прочих треков, что наводит на мысль, что арендованный автор и написал все полностью, а «звезды» вовсе указаны для проформы, чтобы не подумали о их творческой несостоятельности.
Вторая моя мысль носит почти конспирологический характер. Вы не замечали такой феномен? Музыка некоторых групп с каждым альбомом становится лучше и лучше, интереснее и совсем не похожей на предыдущую. Все не так просто, как кажется на первый взгляд. Конечно, причиной того может быть рост мастерства в написании песен, приобретения жизненного опыта , изменение интересов.
Но возникает такая мысль, а может уже разбогатевшая и ставшая именитой группа пользуется «аутсорсинговыми» авторами? На подобные мысли наводит и внезапное ухудшение качества материала, только в обратную сторону, сразу мысли про уход «гастарбайтера».
Это не новый метод, возьмите классика французской литературы Александра Дюма. Им написано несколько сотен пухлых романов, что просто физически невозможно. Не секрет, что на него работал большой коллектив безымянных авторов. Тогда и появилось выражение "литературный негр" (фр. nègrelittéraire), которое сейчас заменено на более политкорректное ghostwriter (букв. «писатель - призрак»). Предполагаю, что такое явление тоже распространено, хороший композитор отказывается от своего имени за хорошую плату, т.к. под раскрученным брендом продажи будут несравнимо больше. Про магию имени мы недавно здесь говорили.
Ну и перейдем к примеру такого яркого «аутсорсингового» автора. Естественно, пример могу привести только по первой части, авторы - призраки так и остаются в тени
Уже давно, изучая обложки и буклеты альбомов, замечал такое имя -Desmond Child. Поинтересовался. Оказывается, именно ему многие именитые коллективы обязаны своим самым известным песням. Исполнители, с которыми работал Чайлд, включают Kiss, Alice Cooper, Ratt, Cher, Aerosmith, Bon Jovi, Bonnie Tyler, Dream Theater, Bonfire, Roxette и непрофильные для канала Ricky Martin, Selena Gomez, Shakira, Tokyo Hotel и Kelly Clarkson. И это только самые известные. А такой разброс в написании песен в разных стилях только подтверждает условность такого деления.
Мною выбраны такие примеры коллабораций.
Kiss своей самой известной "I Was Made for Lovin' You" обязаны именно ему, но я дам ссылку на менее заезженную. Всего для Kiss им написано 16 песен.
Aerosmith в середине 80 - х находился в плачевной ситуации и ничего хорошего от них уже не ждали. Но внезапно коллектив разразился серией мощнейших альбомов, которые вновь сделали их суперзвездами. Не обошлось без «звонка другу».
Desmond Child был ключевым партнером Элиса Купера в альбоме Trash (1989). Именно этот релиз вернул Элиса в большую музыку. Это наиболее успешно продаваемый альбом Элиса Купера за всю его карьеру. А после расставания с таким соавтором продажи Купера сильно упали, хотя благодаря данному этим сотрудничеством импульсу он до сих пор на виду.
Ренеcсанс Meat Loaf тоже его заслуга.Он продюсировал альбом Meat Loaf Bat Out of Hell III: The Monster Is Loose и стал соавтором шести его песен.
Desmond Child не только давал новые «толчки» звездам, но и зажигал новые. Сложно сказать, какая была бы карьера у Bon Jovi без его вклада, получивших от него 27 песен.
Он также был соавтором альбома Ratt «Detonator» (1990).
Bonnie Tyler самыми запоминающимися вещами обязана ему.
и Joan Jett...
Одна из лучших песен Roxette. Всегда обращала своей нетипичностью для шведского дуэта.
Scorpions в 2007 году полностью ангажировали его для нового альбома. И не прогадали. За последние тридцать лет это лучший их альбом.
Воспользовался и «звонком другу» австралийская суперзвезда - Jimmy Barnes.
и фронтмен Motley Crue для сольной работы:
И не надо думать, что к «гастарбайтеру» обращались только явно коммерческие рокеры и поп - музыканты. Прогрессивщики Dream Theater тоже «звонили другу».
Ну и в текущем году ждем новый Winger. 70-ти летний Desmond Child все еще в деле.
Уже предвижу негодующие комменты: «Это же не рок, а попса какая - то, что там нам автор подсовывает в священной Обители, да пошлет Главный анафему на его голову?!». У меня нет такого радикализма, тем более, границы жанров очень условны и субъективны, а я не любитель раскладывать все по полочкам и навешивать ярлыки, делю музыку просто на хорошую и плохую. Не все же время слушать что - то серьезное и требовать от каждого исполнителя песен, которые изменят вашу жизнь и наполнят своим глубоким смыслом. Это просто редкий профессионал своего дела. Таких мелодичных и запоминающихся песен в таком большом количестве мало кто выдает.
Впрочем, пишите. За что мы и любим ОМ, что это не просто информационный ресурс, а клуб, где каждый может высказать свое мнение. А иногда даже изменить его...
Рассматривайте эту публикацию как приглашение к обсуждению.
Жду ваши мысли насчет такого музыкального аутсорсинга, явного и скрытого.
P.S. Вот перечитываю написанное и думаю. А не случайно я эту тему выбрал, она мне близка. Сам пишу на ОМ как сторонний автор…)))