Продолжаем серию очерков Николая Николаевича Гольцова о формировании современной площади Стачек (Нарвской пл.) и ее окружения. В предыдущем очерке мы остановились на том, что наследница участка между Старо-Петергофским проспектом и рекой Таракановкой Анна Андреевна Северова в 1881 г. вышла замуж за поручика Евгения Константиновича Бекмана. Судьба забросила ее на Урал, но доставшееся землевладение продолжало приносить ей доход.
После смерти Андрея Михайловича Северова усадьба по Петергофскому (ныне Старо-Петергофскому) проспекту находилась в пожизненном владении его вдовы Анны Васильевны. Управляющим домами Северовых долгое время был Владислав Александрович Борчевский, в 1894 надворный, к 1917 г. уже статский советник.
Летом 1902 г. столичный окружной суд поставил точку в деле о наследстве Северова, определив: «к родовому имуществу умершего 12 декабря 1890 г. потомственного почетного гражданина Андрея Михайловича Северова утвердить в правах наследства дочь его, жену штабс-ротмистра Анну Андреевну Бекман; взыскать с нее наследственной пошлины 509 руб. 69 коп. по прекращении пожизненного владения тем имуществом вдовы наследодателя Анны Васильевны Северовой ...».
Деление участка
Итак, Анна Андреевна Бекман (Северова) жила в Нижнем Тагиле, а столичным имуществом распоряжалась ее мать Анна Васильевна Северова.
Напомним, что в 1860-х гг. участку Северовых по Петергофскому проспекту (совр. Старо-Петергофский) был присвоен полицейский № 38, а в 1890-х он был уже под №№ 46, 48, 50.
Смещение номеров произошло из-за дробления предыдущих участков. Очередное деление участка произошло осенью 1908 г., когда по общему прошению матери и дочери их участок по Петергофскому проспекту был разделен уже на 6 частей: №№ 46, 48, 50, 52, 54, 56. Чем дороже земля, тем мельче участки…
В 1909 г. новые, еще более узкие участки от проспекта до речки обрели новых владельцев.
«Пустопорожний участок» № 46 купил Дмитрий Филиппович Наумов, владевший в разные годы домами на Екатерингофском пр. и Заротной ул.
Соседний с ним участок № 48 приобрел известный за Нарвской заставой деятель уездного масштаба Степан Семенович Богомолов, в прошлом трактирщик и владелец мелочных лавок. «Весь Петербург на 1908 г.» сообщал, что купец Богомолов Степан Семенович, живший в угловом доме № 74-2 по Петергофскому шоссе и Богомоловской улице, являлся:
- гласным СПб губернского земского собрания;
- гласным СПб уездного земского собрания;
- членом СПб уездной земской управы;
- церковным старостой городской Алафузовской больницы;
- товарищем председателя совета Общества взаимного кредита СПб уездного земства;
- членом правления СПб уездного общества взаимного страхования от огня;
- казначеем Общества для содействия народному образованию в СПб уезде.
При таком солидном положении потомственный почетный гражданин Богомолов по-прежнему содержал трактир «Россия» с крепкими напитками в своем доме.
К слову, кроме «пустопорожнего участка» № 48, Степан Богомолов в декабре 1909 г. стал владельцем дома в центре столицы № 67/22 на углу Лиговской ул. и Кузнечного переулка.
На месте участков № 46, 48, 50 сегодня небольшой сквер. Историческая застройка не сохранилась.
Доходные дома Васильева и Куприянова
Участки №№ 52 и 54 купили подрядчик плотничных работ В.К. Куприянов и ремесленник А.Е. Васильев, которые сразу же приступили к постройке на своих участках доходных домов. К 1911 гг. их участки уже были застроены.
Александр Ермилович Васильев построил на участке № 52 пятиэтажный дом. Отметим, что его отец петербургский ремесленник Ермил Васильев еще в 1910 г. построил на своем, еще более узком, участке по Нарвскому пр., 4-л (к 1914 г. – № 10) пятиэтажный каменный дом с двумя флигелями в глубине двора.
До постройки своих домов гласный Городской думы Ермил Васильевич Васильев, служивший в Городской управе, жил с сыновьями в собственном доме по Дровяному пер., 20. Александр Ермилович Васильев и в 1911 г. проживал там же, хотя и объявил себя владельцем дома по Петергофскому пр., 50 и наб. Таракановки, 29-а.
Сосед А.Е. Васильева – Василий Киприанович Куприянов, выходец из крестьян Костромской губернии, построил пятиэтажный дом с дворовым флигелем на участке № 54 (арх. М.И. фон Вилькен) по Петергофскому пр.
Он был подрядчиком плотничных работ, как и его брат Федор. В 1910 г. жил на Курляндской ул., 28, а с 1913 г. – в пятикомнатной квартире своего дома по Петергофскому пр., 54 (и наб. Таракановки, 31).
Ресторан «Любим»
Наконец, последний «северовский» участок, под № 56, выходивший на Нарвскую площадь под № 6, приобрел потомственный почетный гражданин Андрей Егорович Егоров. Он с 1886 г. посвятил себя трактирному промыслу.
В Справочной книге С.-Петербургской купеческой управы на 1910 г. сообщается, что крестьянин Тверской губ., Зубцовского уезда Егоров Андрей Егорович, 47 лет, содержал трактиры:
- по Среднему пр., 44-23;
- по Демидову пер., 14;
- по 7-й роте Изм. полка, 32-16;
- по Измайловскому пр., 23-2,
- и ресторан «Осек» в Бугском пер., 4.
Сам «ресторатор» жил с семьей на Васильевском острове, в доме по Академическому пер., 3, затем он сменил адрес на Бугский пер., 6. Там же находились его чайная.
Трактир в этом месте уже существовал. В 1908 г. на Нарвской пл., №6 И.П. Матвеев, живший на Петергофском пр., № 50, содержал ресторан, к 1910 г. переименованный в трактир «Стоп-сигнал».
А 9 сентября 1911 г. Андрей Егоров открыл в доме на Петергофском пр., № 56/6 ресторан по 3-му разряду. Заведение это под названием «Любим» Егоров перевел из прежнего помещения на углу Измайловского пр. и 7-й роты, так как дом, где он держал трактир, пошел на слом, а на его месте в 1912 г. был построен доходный дом Сельскохозяйственного товарищества прибалтийских дворянских имений «Помещик» (ныне: Измайловский пр., 16)
Сын Егорова – Иван в 1910 г. стал студентом СПб университета. Тем не менее отец поставил «Ивана Андреевича» во главе «трактирного заведения по III разряду в д. № 14 по Демидову пер.» под названием «Ярославль».
К 1913 г. Егоров разделил свой небольшой участок № 56 на два, и «Любим» оказался на краю городской окраины под № 58 по Петергофскому проспекту и № 6 по площади. Трактир никогда не пустовал.
Многозначительная «случайность»: бывшая владелица участка Анна Васильевна Северова была внучкой купца и промышленника Прокофия Пономарева – уроженца города Любима Ярославской губернии и дочкой Василия Абрамовича Алферовского. Прокофий Иванович Пономарев владел соседним участком «за речкой (Таракановкой)», до передачи его внучке Марии Ивановне (в замужестве Сивковой). Сегодня по бывшему владению Прокофия Пономарева проходит ул. Ивана Черных (б. Ново-Сивковская).
Трактировладельцы столицы, как и другие профессионалы, основали свой «цеховой» журнал «Ресторанное дело». На его страницах они делились новостями, хвалили и рекламировали друг друга, а также критиковали власти, на дававшие им «развернуться».
На страницах журнала коллеги Егорова отметили, что место для нового заведения выбрано им очень удачно, на «бойком месте, выходящем на две улицы», помещение отремонтировано и расширено владельцем, причем «летом при ресторане предполагается устройство сада, раскинувшегося на значительном пространстве».
В ресторанном бизнесе того времени, как и сегодня, было много особенностей. Так, в № 4 журнала за 1912 г. появилась, например, информация о том, «какие названия нельзя брать для трактирных заведений». Корреспондент «Кадровый» сообщил:
«СПб градоначальник только что довел до сведения столичных приставов о циркуляре министра внутренних дел, в коем точно обозначены названия, кои не могут значиться на вывесках трактирных заведений.
Вот эти названия: Царское Село, Царская Славянка, Петергоф, Гатчина, Ропша, Красное Село, Екатерингоф, Елагин остров, Петровский остров, Брасово, Репьевка, Ильинское, Усово, Лобаново, Павловск, Стрельна, Учь-Доре, Ливадия, Орианда, Знаменское, Чесменка, Михайловское, Дудергоф, Боржом, Грушевское, Циглеровское, Ай-Тодор, Вордан, Ораниенбаум, Каменный остров. <…>».
С началом Первой мировой войны и объявлением «сухого закона» работа «тружеников трактирного промысла» существенно затруднилась, трактиры чаще стали переходить из рук в руки…
В 1933 г. в сборнике «Четыре поколения (Нарвская застава)» были опубликованы воспоминания жившей в доме на Нарвской площади Е. Николаевой. Она рассказала, как в конце февраля 1917 г.:
«с Петергофской стороны шли войска, перешедшие на сторону народа, а в воротах засели жандармы с пулеметами. Я тогда жила на площади, в доме, где помещался трактир «Любим».
…Около этого же времени загорелись Нарвские ворота. В старое время внутри ворот были архивы. В революцию их подожгли. Бумаги на площадь было выброшено по грудь. Книги рукописные, старинные, они дымились и тлели. Над площадью – зарево. Дней семь чадили ворота»
А далее она сообщила и про «Любим»:
«…Там, где сейчас стоит Дом культуры, находилась усадьба с большим винным погребом. Солдаты, чтобы не соблазнять вином людей, решили его уничтожить. Из погреба выкатили четыре больших бочки. Вино было душистое, но солдаты без дальнейших вышибали крышки, спускали вино в Таракановку. Одну бочку сбросили в реку, не раскрывая. Она утонула, ушла под грязь. Под «Любимом» также подвал запечатали, а потом в три ночи уничтожили без остатка: бутылки перебили, а вино и пиво всосалось в землю».
Дом Егорова простоял напротив Нарвских ворот до начала реконструкции площади, переименованной в пл. Стачек.
Сегодня на его месте – павильон станции метро «Нарвская».
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL