Продолжаем публикацию очерка Николая Николаевича Гольцова об истории площади Стачек. Сегодня она выглядит единым целым, но некогда каждый ее уголок жил своей отдельной и насыщенной жизнью!
На старинных фотографиях Нарвских Триумфальных ворот виден деревянный дом с мезонином. Он стоял на месте современного павильона станции метро «Нарвская».
Последним владельцем участка № 6 по Нарвской площади (и по Старо-Петергофскому пр. № 56, позднее 58) с 1900-х гг. был крестьянин А.Е. Егоров.
В деревянном доме № 58/6 с окнами, выходившими на Нарвские ворота, он открыл трактир под названием «Любим». Однако, прежде чем рассказать о трактире Егорова, проследим историю этого землевладения в XIX веке и узнаем о его прежних владельцах.
Дворянское имение
Узкая полоса земли между нынешним Старо-Петергофским проспектом и параллельной ему р. Таракановкой, южнее устья впадавшей в Таракановку речки Тентелевки (Ольховки), принадлежала, как указано в «С.-Петербургской адресной книге на 1809 год» Реймерса, «Тимпо, макаронному фабриканту, IV части, по Петергофскому проспекту, № 909». Исследователь В.И. Ходанович отметил, что в начале 1800-х гг. владелицей участка была коллежская советница Дарья Крестьяновна (Доротея Христиановна) Орловская, урожденной Тацки. Она вышла замуж за арендатора участка «лакировального фабриканта» Карла Тимпо и стала Дарьей Тимпо.
Этот участок находился между старыми и нынешними Триумфальными воротами, сооруженными «в честь Гвардейского корпуса». Жители тех мест могли наблюдать за прохождением под аркой деревянных ворот Дж. Кваренги гвардейцев, возвратившихся в 1814 году из заграничного похода.
После смерти Дарьи Тимпо участок земли протяженностью более 350 метров разделили на два. Один из них Управа благочиния, осуществлявшая «опекунское управление», сдавала в аренду. Когда были определены наследники Тимпо, южная часть перешла к ним.
Вторую, северную часть имения, приобрела жена чиновника 10-го класса Пелагея Афанасьевна Яковлева. Общая площадь ее имения по плану 1815 г., включая «заречную часть», составила 10.900 кв. саж. (около 4,5 га).
8 июня 1828 г. у жены чиновника 9-го класса Яковлевой имение купил за 20 тыс. руб. ассигнациями чиновник 8-го класса, штаб-медик Григорий Яковлевич Гуслистый. Впоследствии на этой даче жили его дети и внуки.
Осенью 1835 г. у наследников умершей дочери каретного мастера Анны Доротеи Тацки «южный» участок приобрел отставной инженер-капитан Н.Ф. Мусин-Пушкин. Новый владелец сдавал дома внаем, землю - в аренду.
О жизни и службе Николая Федоровича Мусина-Пушкина поведал исследователь Владимир Иванович Ходанович в книге «Екатерингоф: От императорской резиденции до рабочей окраины». Из формулярного списка Н.Ф. Мусина-Пушкина (1795-1862) известно, что он в 1813 г. поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения, через год стал прапорщиком, в 1816 г. поручиком, а в 1819 г. был произведен в инженер-капитаны.
В 1823 г., выйдя в отставку, поселился в новгородском имении Берёзовик своего отца Федора Ивановича. В 1827 г. был избран депутатом Устюжского уездного дворянского собрания. Около 1830 г. Николай Федорович женился на дочери коллежского асессора Надежде Сергеевне Балк. В семье родилась дочь Вера (?-1900). В 1839-1842 гг. он избирался Крестецким уездным предводителем дворянства.
Затем семья поселилась в Петербурге. В 1851-1852 гг. глава семьи выстроил двухэтажный дом на участке № 161 по Фонтанке.
Дочь Вера в 1840-х вышла замуж за штабс-капитана л.-гв. Преображенского полка Михаила Петровича Вонлярлярского (1815-1885). У них родились четыре сына и две дочери. В 1854 г. полковник Вонлярлярский с семьей жил в доме брата - Евгения Вонлярлярского, по Б. Морской ул., под № 50.
9 сентября 1857 г. Николай Федорович оформил дарственную на участок площадью 3748 кв. саж. (1,6 га) под новым номером 38 по Петергофскому проспекту. Весь участок с каменными и деревянными домами и строениями, выстроенными им, переходил «в полную собственность» Веры Николаевны.
16 мая 1858 г. отставной генерал-майор Михаил Вонлярлярский, специально приехав из Москвы, по доверенности жены продал участок, подаренный дочери, за 18 тыс. руб. серебром.
Николай Федорович Мусин-Пушкин умер в 1862 г. и был похоронен в родовом имении в с. Перетно Крестецкого уезда Новгородской губернии.
Купцы Северовы
Покупателем участка № 38 по Петергофскому пр. в 1858 г. стал потомственный почетный гражданин, вельский 1-й гильдии купец Михаил Васильевич Северов (1790-1858).
3 апреля 1859 г. совершилось «введение во владение» (так называлось публичное объявление соседям) участком «со всеми строениями и землею», «в межах: по одну сторону городского ведомства гауптвахта, а по другую дом г. Гуслистого». Свидетелями «при вводе во владение» были действительный статский советник Григорий Яковлевич Гуслистый» и арендатор, владелец одного из соседних участков почетный гражданин Александр Посторф.
В материалах Российского государственного исторического архива (РГИА) указано, что звание потомственного почетного гражданина среди прочих козловских купцов получил 11 мая 1838 г. вельский 1-й гильдии купец Михаил Северов. Добавим, что почетное гражданство он мог «испрашивать» через 10 лет «беспорочной деятельности» в качестве купца 1-й гильдии.
Состав семьи Северова отмечен в Памятной книжке Российской промышленности на 1838 г. В списке козловских купцов под № 59 указан и вельский 1-й гильдии купец Северов Михаил с сыновьями: Андреем, Дмитрием и Михаилом, дочерьми: Екатериною, Софьею, Елисаветою, Александрою, Анною, Ольгою и Надеждою.
В Козлове (ныне Мичуринске), уездном городе Тамбовской губернии, куда М.В. Северов перебрался из Вельска, развернули деятельность его сыновья, потомственные почетные граждане Михаил и Дмитрий Северовы. Михаил Михайлович долгое время был старостой Ильинской церкви. В ней же в феврале 1863 г. отпевали жену козловского 1-й гильдии купца 31-летнего Михаила Северова - Анну Андреевну. Незадолго до этого он потерял трех детей.
Почетный гражданин Дмитрий Михайлович Северов в 1863 году был кандидатом на должность городского головы г. Козлова. В 1868 г. 40-летний Дмитрий Северов - купец 2-й гильдии. А в 1874 г. купец 1-й гильдии Д.М. Северов пожертвовал городскому управлению свой двухэтажный дом для размещения мужского училища.
Не позднее 1838 г. Михаил Васильевич Северов обосновался в Петербурге с дочерьми и старшим сыном Андреем. Вероятно, он и раньше приезжал в столицу по делам. Тут он приобрел несколько домов у Египетского цепного моста по наб. Фонтанки, по Прядильному и Климову переулкам и поселился с семейством в скромном «родовом гнезде» по Климову пер., 7.
В местные купцы Северов не записывался ни в Козлове, ни в столице даже временно. Известно, что в 1840-х гг. он стал владельцем небольшого щелевидного участка земли возле Сенного рынка, на Гороховой ул., 49, где по периметру участка построил «склады бутылочного стекла». В середине XIX в., когда население столицы составляло больше полумиллиона человек, «бутылочное ремесло» стал доходным промыслом. В 1860-х гг. помещения расширял и перестраивал сын Михаила Северова Андрей, продолживший крупное дело отца.
В доме Северова на Гороховой ул., например, по данным купеческой книги на 1866 г., жила купчиха Маремьяна Дорошина с двумя сыновьями, торговавшая там же бутылками, а в доме Терешина на Садовой ул., 39 она открыла стекольную лавку…
Последнее прошение о проведении на участке строительных работ Северовыми, найденное в историческом архиве, датировано 1914 годом. В 2022 г. на этом участке после реконструкции складов открылось креативное пространство «SENO».
Михаил Васильевич удачно выдал дочерей замуж - трое из них стали дворянками.
Екатерина Михайловна в 1842 году вышла за капитана Борисова. Генерал-майор Дмитрий Дмитриевич Борисов умер в 47 лет в марте 1857 г. Вторым ее мужем в июне 1857 г. стал подполковник А.Я. Минкельдей.
Александра Михайловна в сентябре 1848 г. стала супругой поручика Смирнова. Иван Владимирович Смирнов в 43 года был произведен в генерал-майоры.
Анна Михайловна летом 1850 года вышла замуж за медика, коллежского асессора Мизко-Василевского (землевладельца Шлиссельбургского уезда - ныне на территории пгт. Назия). Тайный советник Иван Павлович Мизко-Василевский умер в 88 лет в 1899, его вдова в 1900 году.
Их мать Анна Ивановна Северова (1804-1854) умерла на 4 года раньше мужа и была похоронена на вновь открытом Новодевичьем кладбище.
Там же в самом конце 1858 г. упокоился и глава семьи - Михаил Васильевич Северов. Рядом находилась могила зятя, генерал-майора Дмитрия Борисова.
После смерти Михаила Северова участок по Петергофскому пр., 38 в 1859 г. перешел к сыну - потомственному почетному гражданину Андрею Михайловичу Северову (1820-1890).
Андрей Михайлович с женой Анной Васильевной и дочерью переехали из Климова переулка в съемную квартиру на Пантелеймонской ул.
Помещения на Петергофском пр. по-прежнему сдавались в аренду. В 1860-70-х гг. на участке Северова в каменном здании бывшей фабрики находилась чугунолитейная мастерская купца Александра Раннигера, позже именовавшаяся заводом.
В 1867 г. по адресу Петергофский пр., 38 указан «механический завод Милька».
В 1877 г. заводские здания арендовал купец Николай Яковлевич Паль, который содержал основанный его отцом чугунный завод и жил при заводе.
Весной 1876 г. в Городскую управу обратились фактические владельцы Общества конно-железных дорог С.Д. Башмаков и П.И. Губонин с просьбой рассмотреть план расположения на арендуемом у почетного гражданина Северова участке по Петергофскому пр., 38 «нескольких нежилых построек и кузницы» и разрешить «возведение ныне же означенных построек для постановки в них вагонов и помещения необходимых материалов».
Участковый архитектор после осмотра отметил в рапорте от 3 июня, что постройки уже возведены, при этом в кузнице (лит. А) «угол деревянного строения обложен полукирпичной стеной, в деревянной крыше устроена железная труба, оканчивающаяся внутри строения воронкой», что не соответствует Строительному уставу, поэтому постройка не может быть разрешена.
Резолюция архитектора Технико-строительного отделения Н.Л. Бенуа гласила:
«Техническое отделение находит необходимым сломать самовольно построенное строение лит. А, и т.к. деревянная кузница законом не дозволяется, то и предложено представить проект на постройку каменного здания. Прочие постройки разрешить».
7 февраля 1877 г. архитектор Городской управы М.И. Рылло сообщил, что кузница сломана, и Городская управа постановила:
«дальнейшее существование самовольно возведенных одноэтажного сарая для вагонов и материалов, <…> а равно и двух таковых же отхожих мест <…> дозволить, с соблюдением общих правил, приложенных к плану».
Временный коночный парк продолжил существование на земле Северова до постройки Нарвского парка в глубине участка по Петергофскому шоссе, 14.
Андрей Михайлович Северов умер на 70-м году жизни 12 декабря 1890 г. «от паралича сердца». Он заранее позаботился о месте захоронения в Александро-Невской лавре. В материалах РГИА сохранилась запись о приобретении места (стоимостью от 1000 руб.) от 2 ноября 1881 г. Похоронили его 15 декабря в Исидоровском храме-усыпальнице, пристроенном к Федоровской церкви в 1889-1891 гг.
Дочь Андрея Михайловича и Анны Васильевны Северовых - Анна Андреевна в 1881 г. вышла замуж за поручика л.-гв. Конно-гренадерского полка, участника русско-турецкой войны Е.К. Бекмана. Вероятно, в приданое она получила участок по Петергофскому пр., уже под №№ 46, 48, 50, с условием пожизненного владения ими своей матерью Анной Васильевной Северовой. 16 декабря 1881 г. у четы Бекман родилась дочь Елена.
Муж Анны Андреевны, Евгений Константинович Бекман (1848-после 1916) - сын Константина Богдановича и Юлии Федоровны Бекман, обвенчанных 27 апреля 1847 г. Он крещен в церкви Академии художеств, крестными были бабушка Анна Егоровна и муж сестры Константина Бекмана Александры - художник Федор Славянский.
Бывший крепостной, ставший академиком живописи, Федор Михайлович Славянский написал два семейных портрета, на одном из которых изобразил Константина Бекмана с двумя маленькими сыновьями - Евгением и Анатолием, своей матерью и сестрой с ребенком. Теперь мы можем видеть «Семейный портрет» Бекманов в Третьяковской галерее.
Константин Богданович Бекман (1821-1892) в 1840 г. окончил Лесной институт, около 10 лет был директором Лисинского учебного лесничества. В 1862 г. как ученый-лесовод получил приглашение от наследника Демидовских заводов Павла Павловича Демидова возглавить лесную службу Нижнетагильского горного округа. С 1 февраля 1863 г. приступил к службе главным лесничим «Демидовской дачи», реорганизовал лесное хозяйство и через три года сделал его рентабельным. Со временем он пригласил на Урал своих детей.
Евгений Константинович Бекман в 1884 г., решив посвятить дальнейшую жизнь гражданской службе (в 1876 г. он окончил юридический факультет СПб университета), вышел в запас с чином штабс-ротмистра. Вместе с женой и дочерью он обосновался в тогдашней Пермской губернии, где в 1885 г. был избран участковым мировым судьей Верхотурского уезда Пермской губернии. В конце 1888 г. был уволен от военной службы в отставку.
В 1893 г. Е.К. Бекман назначен земским начальником 2-го, вскоре - 7-го участка Верхотурского уезда Пермской губернии. В начале XX в. являлся председателем Верхотурского, затем Осинского уездного съезда. В 1903 г. стал коллежским, через год статским советником, в конце 1906 г. произведен «за отличие» в действительные статские советники. Через год переведен на должность председателя Камышловского уездного съезда мировых судей, а в 1910 г. утвержден в должности почетного мирового судьи по Камышловскому уезду. Проживал с семьей в Нижнем Тагиле. После революции его следы теряются…
В следующей публикации вернемся в Петербург, на Нарвскую площадь и Петергофский проспект, где на одном из вновь образованных участков в доме с мезонином появится трактир «Любим» крестьянина Тверской губернии А.Е. Егорова.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL