Было бы проще перечислить тех, кто не знал.
Похоже, что Уэс Монтгомери (гитара) и Эрролл Гарнер (фортепиано) не умели читать и писать ноты. Джанго Рейнхардт тоже не умел. Где-то писали, что Стефан Граппелли фактически научил Джанго читать и писать в обычном (прямом) смысле. Джордж Бенсон не пользуется нотами.
В общем-то, на этом почти всё. Большинство джазовых музыкантов умели и умеют читать ноты. Луи Армстронг в юности научился базовым навыкам нотной грамоты, а затем развил их, играя в группе у Фэйт Марабл, потому что тот терпеть не мог парней, которые не умели читать ноты. Позже Армстронг использовал свои навыки, чтобы сыграть арии из итальянской оперы, что в конечном итоге повлияло на его собственный стиль игры.
В первой половине 20-го века умение читать ноты было важным навыком, потому что вы вообще не смогли бы функционировать в контексте биг-бэнда, если не умели этого. Музыканты, которые не умели читать ноты и нуждались в том, чтобы им постоянно что-то демонстрировали (Бадди Рич, по-видимому, был одним из таких), имели тенденцию просто тормозить работу всего коллектива. Рич был достаточно хорошим музыкантом, чтобы очень быстро схватывать материал. Но если вы такой же музыкант, то вам лучше и быть именно Бадди Ричем. Иначе вы просто парень, которому всегда нужна дополнительная помощь от кого-то...
Стоит отметить, что знание нотной грамоты — это навык, а не то, что нужно «включить» и «выключить»: для этого нужны определённые знания. Мир не делится на тех, кто вообще не умеет читать ноты, и тех, кто может прочитать что угодно и мгновенно прекрасно услышать это в своей голове. Чарли Паркер умел читать и записывать ноты, но его это мало беспокоило. Когда у него появлялись идеи для мелодий, у него была привычка ходить к Диззи Гиллеспи и проигрывать их ему, чтобы Диззи мог их записать.
Джон Колтрейн был отличным «нотником» и впитал тонны материала из «Словаря гамм и мелодических паттернов» Николаса Слонимского, который также оказал большое влияние на Фрэнка Заппу.
В середине 20-го века, когда студийная сцена была на пике своего развития, игроков, которые просто знали ноты, ценили, возможно, даже больше, чем более ярких исполнителей, которые не умели этого, потому что первые были более надёжными. Например, книга великого студийного гитариста Томми Тедеско, помимо того, что содержит полезные упражнения для гитаристов, полна занимательных историй о его опыте работы в студийной системе, особенно с музыкантами, которые были более слабыми «читателями» нот, чем он сам.
А с начала 1970-х большинство джазовых музыкантов прошли через своего рода «школьную систему», в рамках которой они изучали джаз (или, в случае Пэта Метени, перешли сразу от игры к преподаванию в Беркли, в возрасте 19 лет). А всё это предполагает умение читать ноты просто по умолчанию!
По материалам поста Alex Johnston, который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».