Найти тему

Астраханские архивисты к празднику Ураза-Байрам или Ид-аль-Фитр рассказали об истории Казанской соборной камышовой мечети № 1

📜 С 21 по 23 апреля все мусульмане мира отмечают один из самых значимых в исламе праздников – Ураза-Байрам или Ид-аль-Фитр, знаменующий собой окончание поста в священный месяц Рамадан.

💠💠💠 В этот день верующие обязательно посещают мечеть для совершения праздничной молитвы, раздают милостыню, накрывают праздничные столы, принимают гостей и посещают родных и близких.

☝ На территории Астраханской области проживают представители более 100 различных национальностей, немалая часть которых исповедует ислам. В этом году в Астрахани праздничные богослужения пройдут в 15 мечетях. А более века назад, в 1908 году, в нашем городе их насчитывалось 14. К сожалению, не все из них сохранились до нашего времени.

Об одной из таких мечетей и пойдёт речь в нашей новой публикации 👇

В фондах № 13 «Астраханское губернское правление», № 94 «Астраханская городская управа», № Р-6 «Исполнительный комитет Астраханского городского Совета народных депутатов», № Р-1925 «Управление коммунального хозяйства Астраханского горисполкома» имеются следующие сведения о Казанской Соборной Камышовой мечети № 1, располагавшейся в 16 околотке 6 участка города Астрахани, на углу улиц Большой Царевской и 6-й Поперечно-Царевской (современный адрес: ул. Менжинского, 59 / ул. Симферопольская, 14).

В 1857 году муллой Царевской Соборной мечети являлся крестьянин селения Кучерганского Астраханского уезда Астраханской губернии Умер Юсупов, а его помощником и азанчеем был избран его родной сын Зульфукар Умеров. Основную часть прихожан мечети составляли государственные крестьяне селения Кучерганского, проживавшие в селении Царевском, а сама мечеть была построена умершим татарином селения Кучерганского Амирханом [Валишеевым] (неразборчиво).

В приговоре прихожан, составленном 31 мая 1856 года, отмечалось, что указный мулла
«Умер Юсупов в настоящее время имеет от роду около 70 лет, при отправлении своей должности трудился без помощника при нем, поэтому мы с общего согласия избрали к нему в помощники и для обучения наших детей читать и писать грамоте по-татарски сына его Юсупова Зульфукара Умерова, хорошего поведения». Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, в которое Астраханское губернское правление обратилось с просьбой «об испытании Зульфукара Умерова в знании религиозных правил», 29 сентября 1856 года за № 3030 уведомило, что «Умеров по испытании оказался способным быть азанчеем с отправлением должности имама в небытность его». Указом Астраханского губернского правления от 18 июня 1857 г. З. Умеров был утвержден в этом звании.

В 1858 году число прихожан обоих полов составляло 154 чел.,
«по племени» – татары.

В 1878 году приход Соборной Камышовой мечети в селении Царевском составляли 501 мужчина и 540 женщин. При мечети имелось медресе, существовавшее
«безвозмездно» и обучавшее 40 учеников. Имам-хатыбом и мугаллимом мечети являлся Хасаметдин Абушахманов (в духовном звании с 1853 года), а его помощником и азанчеем – Зюльбухар (вероятно, вышеуказанный Зульфукар) Умеров (в духовном звании с 1857 года).

В регистре магометанских приходов г. Астрахани за 1880 год мечеть значится под № 1 и называется
«Казанской Соборной, выстроенной татарином Валишиным». В том же году число прихожан мужского пола составляло 525 чел., женского пола – 515 чел.

До 1895 года должность муллы Казанско-Камышовой Соборной мечети № 1 Царевской слободы исполнял Зюльбухар Умеров, скончавшийся 18 января того же года. Так как все требы при этой мечети в то время исполнял указный муэдзин и помощник муллы Мухамеджан Хусаметдинов Абушахманов (вероятно, сын упомянутого муллы Х. Абушахманова), на общем собрании прихожан, состоявшемся 10 апреля 1895 года, было решено ходатайствовать перед Астраханским губернским правлением об утверждении последнего в должности муллы и учителя медресе при указанной мечети. В выборах приняли участие 155 человек из 220 прихожан: 58 астраханских мещан, 42 крестьянина Кучерганской волости, 19 крестьян Царевской волости, 20 старейших членов семей, не принадлежащих к означенным обществам, и 5 человек – младших членов семей, не имеющих права участвовать на выборах.

Прошение азанчея Камышовой соборной мечети № 1 слободы Царевской Мухаметжана Хусамединова Абушахманова в Астраханское губернское правление об утверждении его в должности муллы той же мечети. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 35. Д. 53617. Л. 47
Прошение азанчея Камышовой соборной мечети № 1 слободы Царевской Мухаметжана Хусамединова Абушахманова в Астраханское губернское правление об утверждении его в должности муллы той же мечети. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 35. Д. 53617. Л. 47
Свидетельство на звание имама и мугаллима, выданное муэдзину (азанчею) Казанской Камышовой соборной мечети № 1 Мухамеджану Хисаметдинову (Абушахманову) Оренбургским магометанским духовным собранием 28 мая 1896 г. № 3203.ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 35. Д. 53617. Л. 48.
Свидетельство на звание имама и мугаллима, выданное муэдзину (азанчею) Казанской Камышовой соборной мечети № 1 Мухамеджану Хисаметдинову (Абушахманову) Оренбургским магометанским духовным собранием 28 мая 1896 г. № 3203.ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 35. Д. 53617. Л. 48.
Свидетельство Красноярского городского трёхклассного училища от 5 октября 1895 г. № 145 о прохождении крестьянином с. Кучерганского Мухаметжаном Хусаметдиновым Абушахмановым испытания на знание русского языка. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 35. Д. 53617. Л. 49.
Свидетельство Красноярского городского трёхклассного училища от 5 октября 1895 г. № 145 о прохождении крестьянином с. Кучерганского Мухаметжаном Хусаметдиновым Абушахмановым испытания на знание русского языка. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 35. Д. 53617. Л. 49.

В том же 1895 году помощником муллы и муэдзином Казанско-Камышовой Соборной мечети в Царевской слободе был избран крестьянин села Кучерганского Астраханского уезда Астраханской губернии Мухамед-Карим Фахретдинов Умеров (вероятно, племянник муллы Зюльбухара Умерова), «от роду 30-ти лет, под следствием и судом не был». Так, на состоявшемся 9 апреля собрании прихожан названной мечети был вынесен следующий приговор: «Наш приход имеет много жителей, так, одному мулле затруднительно исправлять все наши магометанские требы, а в особенности, при болезнях, почему мы и желали бы иметь помощника муллы. Вследствие чего постановили – единогласно избрать из среды своей в таковую должность крестьянина села Кучерганского Мухамед-Карима Фахретдинова Умерова, как зная его отличное поведение, знающего хорошо магометанские науки, умеющего по-русски читать и писать». В выборах Умерова участвовали прихожане мечети: 56 астраханских мещан, 43 крестьянина Кучерганской волости, 20 жителей Царевской волости и около 20 человек, не принадлежащих к означенным обществам.

Согласно ведомости о мечетях и магометанском духовенстве, составленной 6 октября 1901 года, приход Казанско-Камышовой Соборной мечети в том же году состоял из 825 мужчин и 715 женщин. Имамом-хатыбом и мугаллимом являлся Мухамеджан Хусаметдинов Абушахманов, утвержденный в должности Астраханским губернским правлением 2 июня 1896 года. О времени же постройки мечети и образования прихода сведений не имелось, но, по воспоминаниям старожилов, построена она была около 150 лет назад.

Из ведомости о мечетях и магометанском духовенстве по г. Астрахани на 1901 г. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 36. Д. 54433. Л. 14 об., 15.
Из ведомости о мечетях и магометанском духовенстве по г. Астрахани на 1901 г. ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Т. 36. Д. 54433. Л. 14 об., 15.

В аналогичном документе за 1908 год указано, что «соборная мечеть построена 120 лет тому назад, точных сведений нет, приходом к этой мечети принадлежат 6-я и 7-я Поперечно-Царевские улицы и часть Большой Царевской».

Согласно данным из Памятной книжки Астраханской губернии на 1916 год, указным муллой Казанско-Камышовой Соборной мечети № 1 значился тот же Мухамеджан Хусаметдинов Абушахманов.

Сведения о самом здании мечети и прилегавшем к нему медресе в документах вышеуказанных фондов представлены скудно. Так, в оценочной ведомости по 6 участку г. Астрахани за 1888 год под № 624 (полицейский № 10) значится деревянная мечеть, расположенная на улице 6-й Поперечно-Царевской.

В описании дворовых мест Царевской слободы за 1897 год под № 101 (полицейский № 10) числится татарская камышовая мечеть на улице 6-й Поперечно-Царевской, площадью 235,5 квадратных саженей. Документов на владение землей у мечети не имелось. На той же улице под полицейским № 20 значилось также приходское училище площадью 51,45 квадратных саженей.

В деле «Об оценке недвижимых имуществ по 6-му участку» за 1908 год в 16 околотке по улице 6-й Поперечно-Царевской числится деревянная татарская мечеть № 1 «Мектеби», в которой в мае 1907 года были произведены следующие работы: поднятие дома, постройка деревянного пристроя – флигеля, где помещается училище, и прорубка в нем окна. Флигель-квартира оценена в 120 рублей. Как указано в оценочной ведомости за 1908 год,
«эта постройка состоит под № 10 на углу улиц 6-й Поперечно-Царевской и Большой Царевской, а мечеть – под № 31 между 6-й и 7-й Поперечно-Царевскими улицами и лицом выходит на Большую Царевскую». Водопровода в зданиях не имелось.

С приходом советской власти здания религиозных учреждений Астрахани были муниципализированы. Так, в списке домовладений по г. Астрахани, муниципализация коих утверждена Главным управлением коммунального хозяйства Народного комиссариата внутренних дел, за 1929 – 1930 гг. числятся здания татарского общества, располагавшиеся в бывшем 16-м околотке 6-го участка: «1054. Татарское общество. Большая Царевская ул. / Симферопольская ул., 54/14. Оценка домовладения по оценочной ведомости 1914 г. – 252 руб. Дата муниципализации – 10 января 1919 года; …; 1056. Татарское общество. Большая Царевская ул. / 6-я Поперечно-Царевская ул., 59/16/17. Оценка домовладения по оценочной ведомости 1914 г. – 480 руб. Дата муниципализации – 10 января 1919 года».

Постановлением президиума Астраханского городского Совета от 21 ноября 1936 года мечеть № 8, располагавшуюся в доме № 90 по улице Большой Царевской, предполагалось закрыть «ввиду того, что для обслуживания религиозных потребностей трудящихся мусульман имелась мечеть № 1, находившаяся в доме № 59 по той же Большой Царевской улице». Следовательно, в 1936 г. камышовая мечеть продолжала действовать.

В списке неинвентаризированных домовладений по состоянию на 1 ноября 1938 г. значится
«нац. мечеть», располагавшаяся по адресу – ул. Дунайская / ул. Большая Царевская / ул. Семфиропольская, 17/59/16.

Иных сведений об истории и дальнейшей судьбе Казанской Соборной Камышовой мечети № 1 и религиозного училища при ней, располагавшихся в Царевской слободе Астраханского уезда Астраханской губернии, в фондах госархива не обнаружено.

Использованные материалы:

ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 46928. Л. 12, 12 об., 29, 29 об.
ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 46707. Л. 48 об.
ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 51318. Л. 13 об., 14, 65, 66 об., 67.
ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 53617. Л. 1, 1 об., 5, 5 об., 29, 29 об., 44, 44 об.
ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 53618. Л. 1, 1 об., 7, 7 об., 41, 41 об.
ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 54433. Л. 12, 14 об., 15.
ГКУАО ГААО. Ф. 13. Оп. 1. Д. 55198. Л. 22, 22 об., 23.
ГКУАО ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 8. Д. 34549. Л. 109 об., 110.
ГКУАО ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 3. Д. 15101. Л. 137, 145, 156.
ГКУАО ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 4. Д. 24462. Л. 60, 62 об., 63.
ГКУАО ГААО. Ф. 94. Оп. 1. Т. 4. Д. 25081. Л. 348, 349, 349 об., 350.
ГКУАО ГААО. Ф. Р-1925. Оп. 1. Д. 531. Л. 56.
ГКУАО ГААО. Ф. Р-1925. Оп. 1. Д. 840. Л. 4 об., 60.
ГКУАО ГААО. Ф. Р-6. Оп. 7. Д. 298. Л. 72.