Найти тему
Культура Урала

Что ожидать от фильма «Вызов»? Рецензия от Культуры Урала

Оглавление

В российский прокат вышел «Вызов» — первый художественный фильм, снятый на Международной космической станции. Кинообозреватель Алексей Еньшин рассказывает, что увидят зрители и как лучше смотреть фильм.

О чем фильм?

Мать-одиночка и хирург от бога Евгения с космической фамилией Беляева разрывается между работой, скрытой влюбленностью в коллегу, непутевой дочерью, капризной мамой и явно посттравматическим синдромом. И именно на нее сваливается задание от начальства: лететь на МКС, чтобы в полевых (точнее в околоземных) условиях прооперировать космонавта, получившего травму.

Кто создатели?

Пожалуй, о первом фильме, который сняли в космосе, не знает только полностью выключенный из информационного пространства человек. Если мимо вас прошла массированная годичная пиар-атака по главному каналу страны, включавшая в себя целое реалити-шоу о полете Юлии Пересильд и режиссера Клима Шипенко на МКС, то вы наверняка застали в сети споры о целесообразности потраченных на полет денег и изменений в пилотируемой программе «Роскосмоса». Как известно, плохая реклама та, которая не достигает результата, а тут, кажется, все работало на продвижение картины.

Режиссер Клим Шипенко за последние десять лет стремительно вырос из постановщика камерных криминальных триллеров до повелителя дум массового зрителя: в его арсенале и кассовая народная комедия, и сумрачная экранизация топового автора, и даже фильм на космическую тематику — «Салют 7».

Юлия Пересильд — актриса самого широкого диапазона, которой удается вывезти и абсурдистское «Молоко» с головоломными «Петровыми в гриппе», и убедительно сыграть женщину на войне в мэйнстримной «Битве за Севастополь».

Почему надо посмотреть?

К счастью или к сожалению, но ценность хай-концепт фильмов (а «Вызов» принадлежит как раз к этой категории) в большинстве случаев ограничивается их концептом, поэтому главная причина посетить киносеанс очевидна — увидеть фильм, который сняли в космосе. Пусть даже не весь, а примерно треть, но «натуральные» кадры в разы убедительнее графики, без которой, увы, в этой картине тоже не обошлось. Настоящая невесомость, шумы, освещение, неподдельные эмоции актрисы, ее настоящий шок и усталость от новой обстановки — все становится участниками фильма, вносит свою драматургию и саспенс.

Такое кино, конечно, полезнее смотреть в паре с фильмом о фильме, точнее сериалом — на цифровых платформах уже появилась история создания «Вызова» в нескольких сериях. Так хотя бы становится понятен размах усилий, приложенных для создания кино на орбите. Если не знать, что на МКС Клим Шипенко совмещал функционал целой съемочной бригады, то можно только удивляться тому, как просто и неизобретательно сняты сцены на станции.

К чему стоит быть готовым?

Немалый хронометраж на два с половиной часа, в котором основную часть времени занимает мелодрама про врачей, чем орбитальный медицинский триллер. Довольно расслабленная актерская игра, за исключением, пожалуй, все той же Пересильд и Милоша Биковича, который способен очень выразительно молчать. Космонавты стараются. Но они совсем не актеры. А главное «съемка взаправду» обеднила «картинку», слишком мало инструментов оказалось в распоряжении режиссера, чтобы эффектно показать космос и МКС. Получается даже парадоксально — павильонно-компьютерный «Салют 7» того же Шипенко снят изобретательнее, чем настоящий полет на МКС.