В школу в тот день шли вдвоём с Санькой. Радовали тёплые апрельские деньки. Брели в резиновых сапогах, заходя в каждую попадающуюся на пути лужу. Санька прыгал на образовавшийся за ночь тонкий ледок, а Сонька следом измеряла глубину этого водного объекта.
Прыг! Брызги вокруг! Сонька весело смеётся и, тихонько ступая, идёт в самую глубину. Тут надо ступать аккуратно, на дне может оказаться лёд. Поскользнешься – и вмиг окажешься в ледяной купели. Так было вчера. Пришлось домой возвращаться да переодеваться. После школы такого развлечения уже не будет – весеннее солнышко растопит хрупкий ледок, и лужи вновь станут скучными.
Так потихоньку и до школы дошли. Даже и не искупался никто из них сегодня. Только Сонька немного зачерпнула холодной водицы сапогом, да на Санькиных брюках видны грязные водяные разводы. Это ничего – высохнет всё за день учебный. А ноги в мокром сапоге в тёплом классе быстро согреются.
Сонька с Санькой разошлись по разным классам. Они всё мечтали вместе учиться, да Сонька никак не соглашается на второй год остаться. А Саньке тоже не вариант через класс перепрыгнуть – учиться он не шибко-то любит. Баба Фёкла про него говорит: «Лень да лодырень поперёд нашего Санька родилися»
Прошло три урока. Сонька очень не любила математику - ей реветь хотелось от длинных примеров со скобками и разными действиями и от задач, которые незнамо кто и придумывает. Вода вылилась и куда-то залилась! Сколько её вылилось? Туристы куда-то идут с какой-то скоростью! И везде вопросы! Ничего не понятно… А после математики чтение – это интересно, хотя она давным-давно весь учебник прочитала. Но, всё равно интересно на вопросы разные отвечать. Русский тоже ничего! Терпеть можно. Отец говорит, что писателям грамотными быть надо. А она обязательно станет писательницей, пусть и не такой , как Пушкин, но тоже будет знаменитой. А что, писатели тоже нужны! Вон, в книгах написано, что все они умерли давно. Живых-то, поди, и не осталось уже. Надо срочно становиться знаменитой – иначе, чьи рассказы будут в учебниках-то печатать! Вот, только Сонька ещё не решила, что лучше писать – стихи или повести разные. Стихи короче, а повести хоть и длинные, но какие завлекательные бывают…
Её мечты прерывает строгий голос:
- Соня, у тебя какой ответ получился?
А никакой! За мечтами не успела пример решить. Сонька быстро заглядывает в тетрадку соседки по парте, Ленки, и выдаёт правильный ответ. Можно не сомневаться, он правильный! Ленка в математике спец! Только бы Александра Андреевна не подошла бы и не посмотрела в Сонькину тетрадку, в которой красуется одиноко переписанный пример без решения в столбики. Она знает, что такое возможно. Её ученица такой номер выкидывала не раз! Но обошлось… В этот раз Александра Андреевна почему-то решила не заглядывать в тетради, а осталась за столом. Это было странно! Даже очень! И вообще, замечает Сонька, она какая-то в сегодня не такая: суетливая, глаза светятся каким-то озорным огоньком и в них мелькает некая хитринка. А еще она, будто боится чего-то. Уж Соньке-то известно, что означает такой вид. Она сама, и Санька так и выглядят, когда задумывают очередную каверзу тайком от бабки. Но Александра Андреевна и пакости никак не сочетаются. Она у них такая правильная, что все ребячьи шалости всегда пресекает в зародыше.
Вот Санькина учительница! Та может! Молоденькая, весёлая, быстрая!
На перемене именно она, Вера Ивановна, прибежала в класс, наклонилась к Александре Андреевне и что-то зашептала той на ухо. Сонькина учительница улыбается, сначала нерешительно качается головой, а потом вдруг кивает, будто наконец для себя решила какой-то сложный вопрос. Со звонком Вера Ивановна уносится к себе в класс, оставляя за собой шлейф какого-то неуловимо вкусного аромата.
Сонька, когда станет великой писательницей, обязательно купит себе такие духи. Надо только разузнать, как они называются.
Русский язык пролетел быстро. Писали, подчёркивали, части речи определяли – всё как обычно.
А чтение началось интересно.
- Ребята, сегодня большой праздник. День поминовения родных – родительский день. Мы с вами пойдём на экскурсию… на местное кладбище. А завтра вы расскажите, кто из ваших родных там похоронен! Понятно?
- Ура! На экскурсию! Здорово! Понятно! – орали ученики на разные голоса.
На улице их ждал Санькин класс во главе с Верой Ивановной. Все вместе весёлой и громко гомонящей гурьбой шагали к сельскому кладбищу. Эту толпу сопровождал лай собак, которые рвали с цепей из каждого двора, не понимая, откуда взялась вдруг эта весёлая орава.
На кладбище было уже людно. В этот день многие приходили сюда помянуть своих родных, которые здесь покоились. Учителя поспешили к могилам своих родственников. Сначала они пытались ребятишек удержать возле себя. Но куда там! Кто отстал сразу, увидев своих, кто-то чуть позже. Все разбрелись по кладбищу кто куда. Видимо, сразу решили приступить к выполнению задания – начать изучать родословную своих умерших родственников. Соньке и Саньке выполнять задание не нужно было – здесь из их родственников не лежал никто. И брат с сестрицей начали обходить могилу за могилой. Их останавливали, угощали конфетами и крашеными яйцами, совали в руки печенье и стряпню. Кто-то им дал тряпичную сумку, куда они и укладывали всё это богатство.
- Вот, здорово – то! – восклицал Санька, - Вместо уроков такая экскурсия! Каждый день бы так!
Какой-то пьяный мужичок, увидев эту парочку, воскликнул:
- Это нашего Тимофееича детки! Молодцы! Уважили! Наших помянуть пришли!
Сели под берёзку, перекусили тем, что им в этот день Бог послал. А послал он им сегодня богато! Запивали угощение киселём, который поднесла им в кружке сердобольная тётенька, проходившая мимо:
- Чего в сухомятку-то? Нате кисельку, поминайте маму мою. Детское поминовение самое действенное.
Они и поминали. Вкусно! С удовольствием! Долго!
Ещё и домой угощение принесли.
- И откель вы такие явилися? Никак на паперти стояли одвоях? Откель такея богатство привалило? – ехидно спросила баба Фёкла, когда Сонька и Санька вывалили на стол всё, что не удалось съесть.
А надо сказать, что богатство-то было существенное, Чего тут только не было: сладости, яйца, булки, пряники и даже кусок пирога с черёмухой. Надолго хватит!
Из комнаты вышли мама и отец. Отец строго глянул на дочку и сына и приказал:
- А ну, говорите, откуда это всё? Быстро!
- Мы на экскурсии были всем классом. На кладбище. Там сегодня день посещения родителей. Мы все вместе ходили. А у нас там никто не похоронен, потому мы и в гости ко всем ходили. Нас угощали, - наперебой начали рассказывать довольные ребятишки.
- На экскурсию, говоришь! Ну-ну! – многозначительно сказал отец, и удалился в комнату.
Мама тихонько захихикала и убежала следом за отцом.
А бабка сказала:
- Да, энтих детей пороть ужо надо! Попрошайки растут. Стыдоба-то кака от людей теперича.
- Мы ничего не просили - все сами нас угощали, - гордо ответила бабке внучка.
- И чаво? Конечно сами. Мир на доброте людской стоит. А вы-то сами должны понимать ужо – плохо побираться. Взрослые выросли-то, не младенцы. Да и на кладбище вам делать была неча, но тут ужо не ваша вина.
И начался пир на весь мир. Теперь брат с сестрой угощали маленького Андрюшку - съестное бабка выкидывать не разрешила, хотя рассерженный отец и порывался всю эту кладбищенскую снедь на помойку снести.
***
На следующий день на первый урок Александра Андреевна опоздала – вошла в класс грустная и поникшая. Видно, благодарность ей за такую незапланированную экскурсию не объявили. Спасибо ей говорили только сами участники похода на кладбище – он им очень понравился и запомнился на всю жизнь. Еще бы! Когда ж такое ещё будет!
Начало историй о Соньке и Саньке можно прочитать на моём канале в подборке "Неслухи". Ставьте лайки, подписывайтесь - это помогает развитию канала