Чарли Чаплин был искуснейшим комедиантом и драматургом, а потому его кинотеатральные работы также всегда обладали этими двумя чертам. Он умело заворачивал душещипательные истории в обертки уморительной буффонады. Его персонажи были все как один похожи: бродяги, лишенные друзей; несчастные с виду, но крайне любвеобильные и жизнерадостные внутри. Словом, они были не множеством, а просто одним сквозным образом, что кочевал из одного фильма в другой, переживая все новые и новые приключения. Каждый сюжет затрагивал ряд важных тем, при этом не забывая, что людям нужно не только видеть знакомые по их собственной жизни сцены, но и приукрашивание этой самой осточертевшей рутины.
Одним из главных творений Чаплина считается картина «Огни большого города», что появилась на свет в далеком 1931 году. Съемки дались постановщику и его команде крайне тяжело, так как на фоне бушевала Великая депрессия, а также совсем недавно образовавшееся звуковое кино. Однако, как опытный в индустрии человек, Чаплин ухитрился преобразовать все препятствия в уникальные для своего полотна возможности. Подавленное настроение большинства населения сыграли на руку, потому как комедия в такой обстановке – чуть ли не целебное средство, благодаря которому люди хоть как-то могли отвлечься от экономического и политического давления. В свою очередь появление звука в кино позволило Чарли попробовать себя не только на поприще актера / режиссера / сценариста, но еще и композитора. Как оказалось по итогу, опыт этот вышел весьма удачным.
«Огни» повествуют о бездомном человеке, который довольно спокойно проживает свою жизнь, лишь изредка попадая в некоторые передряги. Как пример, начальная сцена фильма, в которой на торжественном открытии памятника произошел небольшой конфуз: бродяга уснул под ширмой, но оказался у всех на виду, когда ее на радость толпе сдернули с новоиспеченного монумента. Одна эта сцена задает тон всей картине, показывая, как смешную сторону (нелепое пробуждение на глазах у публики), так и довольно трагичную (сам факт того, что человеку негде было больше спать). В таком вот универсальном для Чаплина ключе и будет двигаться история.
Далее по сюжету бездомный встречает девушку (Вирджиния Черрилл), которая продает цветы прямо на улице города. Как оказалось, юная дама слепа, а главного героя она по ошибке приняла за миллионера. Бродягу это нисколько не смущает, потому как он сразу в нее влюбляется и решает, что должен продолжать поддерживать этот образ богача, чтобы не расстраивать свою пассию. На протяжении всего фильма герой будет вынужден искать деньги, перманентно попадая в нелепые ситуации, из которых он каждый раз буквально чудом будет выходить победителем. Деньги эти ему нужны не только для фальшивого лоска, но и для оплаты задолженностей своей подруги, а также дорогостоящей операции по восстановлению зрения. Ну а финальная сцена (обойдемся без излишних подробностей) по-настоящему трогательно завершает арки персонажей, расставляя все точки над i.
Все же главной особенностью фильмов Чаплина никогда не были ни сюжет, ни даже актерская игра. Основным всегда являлось то, насколько мастерски он умеет работать с совершенно разными аудиториями. Его картины всегда понятны как детям, так и взрослым; как богатым, так и бедным; как девушкам, так и мужчинам. Работы Чарли лишены патетики, они говорят со зрителем прямым и понятным языком о важном, не забывая при этом, что даже в самом серьезном разговоре есть место хорошей шутке.
Автор: Кирилл Титов
28 апреля — кинопоказ с обсуждением «Всё везде и сразу». Билет на кинопоказ можно приобрести, написав нам в Telegram.