В наш век высоких технологий некого уже не удивишь наличием автомобиля. Более того, уже появились автомобили, которые способны передвигаться без бензина, просто заряжаясь энергией от обычной розетки. Такие есть уже и на улицах нашего города. Недавно один такой наблюдали, его везли на эвакуаторе. Видимо батарейка села в самый неподходящий момент. Есть и свои нюансы, как говорится. Но ведь буквально сто лет назад, о таком чуде современной техники и мечтать не могли. А если вернуться еще раньше, на 200 лет назад, то люди тогда даже и представить не могли, что такое автомобильные пробки. По городу тогда рассекали только повозки, запряженные лошадьми. Да и то, как рассекали, далеко не каждый мог себе это позволить.
Кстати, возвращаясь к автомобилям, стоит сказать что первые, так называемые ПДД, появились в нашем городе в 1910 году и назывались они тогда "О порядке езды на автомобилях по городу Воронеж". А самые первые правила движения по городским улицам в нашей стране были введены гораздо раньше - в Москве в 1812 году. Тогда они конечно были наиболее примитивны по сравнению с нынешними, но, тем не менее, уже какие-то правила. Ну а что было до автомобилей?
Начиналась массовая история воронежских извозчиков с одного человека, о котором упоминается во многих архивах, посвященных нашему городу - Ивана Степановича Даева. Именуют его не иначе как "отцом основателем воронежского извоза". Начинал он свою карьеру довольно скромно, еще с левого берега, который тогда не был полноценным районом города, а являлся этаким сельским пригородом. Да и возил он изначально не людей а воду. Водопровод тогда был далеко не везде в Воронеже, поэтому людям приходилось добираться за водой куда-то самостоятельно. Даев был довольно смекалистым парнем, и имея лошадь сообразил, что на этом можно немного подзаработать. Брал за доставку воды немного, никому не отказывал, причем в любое время дня и ночи. Собственно за это снискал у горожан славу добропорядочного и отзывчивого человека.
Доставка воды и в наши дни является довольно прибыльным бизнесом, ну а тогда это тем более было в новинку. В общем, заказов со временем стало настолько много, что Даев нанял помощников, потом еще, купил новых лошадей. Да так его дело развилось, что смог он уже построить и свою собственную усадьбу. Она ниже на фото. Находилась на улице Степана Разина, на месте нынешнего отеля "Кубань". Снесена в 1970-е годы.
С доставки воды Даев перешел на извоз, то есть перевозку пассажиров. Спустя несколько лет своей предпринимательской деятельности у него, так сказать, в штате, числилось около десяти карет для обычного городского извоза и столько-же для праздничного. Свадебный экипаж оказался тоже довольно востребованным. Более того, у него единственного был своеобразный эксклюзив - застекленная карета молодоженов, обитая внутри розовым атласом. Красота наверное неописуемая.
Да, со временем в городе стали появляться и другие экипажи. Конкуренция, как и реклама - двигатель торговли, это давно известный постулат. Но, экипажи Даева очень уважали. Во-первых, сам Даев не терпел пьянства среди извозчиков и увольнял таких сразу. Во-вторых, никогда не терпел дополнительных поборов с пассажиров. Те всегда знали, что у Даева цена фиксированная, ни на копейку больше.
Сами понимаете, в те времена не существовало остановок общественного транспорта, а находиться извозчикам где-то необходимо было. Места, где обитали извозчики, назывались тогда биржами. Была и у Даева своя биржа, которая находилась у гостиницы "Центральной" на Большой Дворянской. Историки говорят, что на бирже Даева всегда были наготове пара специальных экипажей, для высших политических чинов. Кстати, известно, что тогда тоже существовали определенные правила передвижения для извозчиков. И здесь больший интерес представляет не просто нарушения движения, а немного иные проступки. Например, известны случаи, когда за отказ везти начальник городского сыска или гласного депутата, извозчику запрещали "выходить на маршрут" в течение двух дней. На три дня не выпускали в рейс из-за того, что брал с пассажиров плату, выше положенной.
Старший сын - Иван Иванович Даев, что выше на фото с супругой Анной, продолжил дело отца. Да причем настолько, что все богатые гости города заказывали исключительно его экипажи. У него имелись пролетки, обитые кожей и бархатом, запряженные хреновскими рысаками, которых он особенно любил. Но, не только за это уважали и любили семью Даева-младшего. Будучи человеком обеспеченным, он часто помогал деньгами обращавшимся к нему гражданам. Но когда те не могли отдать вовремя долг, он мог просто простить его и дать еще определенную сумму безвозмездно. Таким образом он всегда помогал малоимущим, чем снискал всенародную любовь среди горожан.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов