У каждого советского кинорежиссера были свои любимые исполнители, которые переходили из фильма в фильм. В некоторых случаях это происходило чуть ли не всей съёмочной группой, что будет любопытно вспомнить.
Известно, что Георгий Данелия в каждом своём фильме снимал Евгения Леонова, который был его талисманом, и в каждой ленте (даже в фантастическом фильме о других планетах "Кин-дза-дза!") где-нибудь обязательно звучала песенка про Марусеньку, которая мыла "белые ноги". Обожал Данелия и Вахтанга Кикабидзе. В своих мемуарах режиссёр писал, что с удовольствием снимал бы и Бубу в каждом своём фильме, но не всегда для него находились роли. К примеру, кого бы Кикабидзе мог сыграть в "Афоне"? А Леонов везде был на своём месте. И все же Данелия постоянно приглашал в свои фильмы новых исполнителей, давая им шанс раскрыться, поучаствовать в работе над картиной, которая могла оказаться лучшей и самой знаменитой в их карьере. Так, Галину Волчек многие зрители помнят больше всего по маленькой роли переводчицы Варвары в "Осеннем марафоне", хотя она сама была в ужасе от того, как её изобразил на экране Данелия.
Чуть более пристрастным по отношению к артистам был Эльдар Рязанов, у которого имелась целая команда "своих". Порой по три-четыре актера кочевали у него из фильма в фильм. Так, открыв однажды Мягкова, Рязанов снял его в "Иронии судьбы", потом тут же в "Служебном романе", затем в "Гараже" и "Жестоком романсе". Планировал задействовать и в "Вокзале для двоих", но для Мягкова там просто не было работы. И тогда Рязанов решил задействовать хотя бы его супругу Анастасию Вознесенскую, которая сыграла заведующую залом для иностранцев на вокзале. Для самой актрисы это было очень приятно, ведь к тому времени её приглашали в кино почти исключительно как дополнение к Мягкову. Конечно очень любил и часто снимал своих любимых артистов из фильма в фильм и Леонид Гайдай.
Ценил постоянство замечательный режиссер Евгений Татарский. Особенно уважал своего тёзку Евгения Киндинова, которого снимал довольно часто. Но и симпатии к другим исполнителям сохранялись прочно. В 1977 году Татарский снял детектив "Золотая мина", где главную отрицательную роль блестяще сыграл Олег Даль. Вскоре режиссёр приступил к работе над ставшими впоследствии еще более знаменитыми "Приключениями принца Флоризеля". Принцем Татарский сделал того самого злодея Косова из "Мины" Олега Даля (кстати, другое имя его героя в фильме Борис Брунов - так звали знаменитого конферансье и худрука Театра эстрады в Москве). Но не только Даль перешел из одного фильма Татарского в другой. Вслед за ним отправились Евгений Киндинов, Игорь Дмитриев, Любовь Полищук, Игорь Янковский и Аркадий Тигай. А вот до "Колье Шарлотты" дошагали только Киндинов с Янковским.
Многие режиссёры снимали своих жен, и это хорошо понятно. А вот, к примеру, Никита Михалков вдохновлялся мужским талантом. Его главной "музой" долгое время был актёр Юрий Богатырёв, переходивший из фильма в фильм. Крепко дружили они и в реальной жизни. Снимался Богатырёв у Михалкова до самой смерти - даже в момент ухода из жизни актёр с друзьями обмывали полученный запоздалый, но крупный гонорар за роль в ленте "Очи чёрные" Михалкова. Уже в новейшем российском кино Никита Сергеевич нашел себе другую "мужскую музу" - Олега Меньшикова. Такого постоянства ни к одной актрисе Никита Сергеевич не испытывал - даже к Елене Соловей.
Но самый большой рекорд в этом вопросе принадлежит режиссеру Рудольфу Фрунтову. В 1980-м году он экранизировал роман Еремея Парнова "Ларец Марии Медичи", собрав в этом детективе отличную команду исполнителей. Среди них Клара Лучко, Эммануил Виторган, Всеволод Сафонов, Рубен Симонов, Даниил Нетребин, Сергей Мартынов, Лев Поляков, Виктор Зозулин, Виктор Шульгин. Зачем такое подробное перечисление? А затем, что они в полном составе перешагнули в его следующий фильм "Тревожное воскресенье" о пожаре на иностранном танкере в советском порту.
Злодей из первого фильма Савиньи (Виторган) перевоплотился в бравого пожарника Чагина, роковая француженка-отравительница мадам Мадлен Локар (Клара Лучко) вдруг стала мэром курортного города Приморска Анной Головиной. А вот Головин из "Ларца" - милицейский начальник в исполнении Всеволода Сафонова, напротив, превратился в иностранного капитана Марсинеля, не знающего ни одного русского слова (зато погоны не пришлось снимать). Даже главный злодей, гестаповский осведомитель и убийца Ванашный/Стапчук (Даниил Нетребин) изменил имидж и вдруг стал начальником областной пожарной охраны. Создаётся впечатление, что Фрунтов просто решил не распускать съёмочную группу, а разом начал снимать с ними следующий фильм, хотя он и вышел на экраны только через три года после "Ларца". Довольно занятно смотреть оба фильма друг за другом. Вероятно, это рекорд по сохранению команды артистов при переходе от одной картины к другой в советском кино.
Иногда это постоянство в артистах даже вызывало вопросы. У Вячеслава Бровкина шел постоянный обмен исполнителями между его главными сериалами - "Знатоками" и лентах о расследованиях комиссара Мегре. Но даже внутри "Знатоков" один и тот же актер мог появляться в разных фильмах. Если Тиграна Давыдова в "Черном маклере" никто толком не разглядел, и его появление в "Несчастном случае" не вызвало вопросов, то Николая Пастухова в деле "Побег" в роли милиционера зрители запомнили. И почти сразу же он вдруг стал подследственным Тобольцевым в деле "Любой ценой". Лжесвидетельница Локтева (Антонина Дмитриева) из "Несчастного случая" через 10 лет стала поджигательницей Уваровой в деле "Пожар" (оба фильма снимал режиссёр Юрий Кротенко).
Но более всего удивила история с артистом Василием Бочкарёвым, сыгравшим главную роль водителя Кирпичёва в деле "Букет" на приёме", который видел преступников, но испугался рассказать о них милиции. Через несколько лет в деле "Бумеранг" Бочкарёв опять играет главную роль человека, который видел преступников, но испугался рассказать о них милиции. Возможно, этот образ в советском кино мог воплощать только Бочкарёв.
Вероятно и вы легко вспомните самых постоянных артистов у советских режиссёров?