Найти тему
Отпетая Пиарщица

Архетипы в маркетинге

Почему Рената Литвинова никогда не появится на публике в спортивном костюме, а Николай Валуев — в рюшах? И как знание об архетипах помогает продавать?

Архетипические ФИГУРЫ — это образы, типичные для людей из любых культур и актуальные во все времена: мать, мудрец, враг, предатель, правитель, простак, странник, ученик, возлюбленный и т. д. С каждым из этих образов у нас вагон ассоциаций.

При слове «мать» мы словно бы кожей ощущаем теплые руки, слово бы чувствуем запах пирожков и т. д. При слове «путешественник» — представляем рюкзак и коврик-подпопник и т. д. Это само всплывает у нас в голове.

Чтобы было еще понятнее расскажу что архетипическими бывают не только ФИГУРЫ, но и СИТУАЦИИ. Это типичные ситуации, с которыми сталкиваются люди в разных культурах во все времена: страх неизвестного, конфликт отцов и детей, победа над противником, тяжелая утрата, предательство, вторжение врагов, изгнание из стаи, ревность, победа над соперником, забота о больном

и т. п.

Например, АРХЕТИПИЧНА ситуация, когда парень влюбляется в девушку. Даже молодые люди, которые не имели подобного опыта, не слышали о нём от знакомых, не видели подобного по телеку и не читали романов — воспринимают влюбленность в точности так, как это происходит у других людей в любых культурах.

Восприятие и переживание архетипических СИТУАЦИЙ и ФИГУР ничем не отличается у людей разных культур и цивилизаций, они одинаковы как у средневекового рыцаря или английского лорда, так и у древнего инка, и современного бизнесмена. Меняется лишь ВНЕШНЯЯ ФОРМА, но НЕ СУТЬ.

НАПРИМЕР, житель Древней Греции мечтал о красотке, которая представлялась ему в образе Афродины, тогда как человек 20го века скорей представил бы в подобной ситуации Мерлин Монро. Архетип ситуации конца света средневековый европеец мог представить в виде эпидемии чумы или всемирного потопа, в то время как нашему современнику в качестве аналогичной ассоциации скорее придет на ум ядерная война или вторжение инопланетян.

Архетипы часто связывают с термином «коллективное бессознательное». Эти первообразы лежат в основе сказок, мифов и легенд. Архетипы активно эксплуатирует кинематограф, мировая литература и... маркетинг.

Оказывается, использовать архетипы очень выгодно при построении образа бренда и собственного образа.

Бренд или персона, удачно попавшие в архетип, без лишних усилий «подтягивают» к своему образу целый вагон ассоциаций, присущих этому архетипу. Моментально погружают нас в историю. Историю, за которой хочется наблюдать, следовать за ней, быть к ней причастным.

Почему Рената Литвинова рекламирует духи, а не кроссовки? Потому что актрису и косметику Faberlic объединяет архетип Эстет.

-2

Почему ErichKrause выбирает спонсировать «Свою игру», а не шоу «Давай поженимся»? Потому что «Свою игру» и канцелярский бренд, косящий под немцев, объединяет архетип Мудрец.

-3

Почему Билайн и Фикспрайс выбрали для своей рекламной кампании Сергея Светлакова, а не Филиппа Киркорова? Догадайтесь сами.

-4

И хотя архетипов бесконечное множество, маркетологи выделили 12 наиболее ярких для целей продвижения.

Я убеждена, что архетипы — это эффективнейший инструмент продвижения. Точно также как и истории. Да по сути архетип — это и есть квинтэссенция историй, связанных с брендом.

В свое время я была просто заворожена темой архетипов в маркетинге и очень подробно рассказала об этом в своей книге. 

Вы знаете свой архетип? Дайте знать, если вам интересна тема и стоит продолжить её в блоге!

➰➰➰➰➰➰ 

♥️ P.S. Мне очень приятно получать ваши реакции. Они мотивируют меня продолжать вести канал. Лайк, если было полезно. 

А если вы до сих пор не подписаны на мой канал, предлагаю вам срочно это исправить. 😉

Ваша Ольга Аквинц 

Я в других соцсетях: 

https://instagram.com/pishu_stilno

https://t.me/pishu_stilno

https://vk.com/pishustilno

https://youtube.com/@pishu_stilno 

Заходите в гости! 

#архетипы #маркетинг