Найти тему
Театр им. Ленсовета

О РОМАНЕ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Оглавление

«Обыкновенная история» Гончарова — книга с секретом. Во-первых, никакой это не роман-воспитание. Во-вторых, здесь нет правых и неправых («как надо» не знает никто). А ещё он гораздо сложнее, чем может показаться на первых взгляд.

В 400 словах рассказываем о, возможно, лучшем романе Гончарова — и литературной основе нашей ближайшей премьеры.

О ЧЁМ

Сюжет действительно вполне обыкновенный: молодой человек Александр Адуев приезжает из деревни в Петербург — в поисках приключений и надеждах на счастье. Любящая мать вручила его заботам дядюшки Петра Ивановича Адуева, известного карьериста, дельца и просто человека, по всем жизненным поводам имеющего обдуманную позицию.

В начале романа встречаются не столько даже живые люди, сколько аллегорические фигуры. Если уж мечтательность — то с бурей эмоций и романтической экзальтацией, если прагматичность — то с комичной чопорностью.

Но мало-помалу — словно само развитие сюжета и движение текста тому причиной — образы героев перерастают нехитрые маски. Постепенно становится понятно, что и юный поэт (скорее по складу души, чем по призванию), и его умудрённый дядюшка одинаково далеки от подлинного понимания жизни.

ПЛЕМЯННИК

Александр, грезящий о непременно вечной и непременно сводящей с ума любви, конечно, влюбляется и не раз. Впрочем, хроника встреч и расставаний нисколько не походит на мелодраму. Как бы ни было поначалу инфантильно и несерьёзно отношение героя к людям, им всё же руководит абсолютно законное желание жить, любить и созидать.

-2

То, что может быть принято за маршрут становления личности — на деле, покадровая съёмка разрушения надежд и иллюзий. Но на их место приходит вовсе не зрелое понимание жизни и собственной души — а усталость, чёрствость и разочарование. Обыкновенная история.

ДЯДЯ

Нечто похожее переживает и Пётр Иванович. Философия закостенелого циника сыграла с ним злую шутку: добравшись до середины жизни не сегодня-завтра тайным советником, богачом, которому радо любое общество, Адуев-старший вдруг понимает, что его жизнь вот-вот рухнет.

-3

Оказывается, больна его жена Лизавета Александровна — самое чуткое и мудрое существо в романе — и ещё неизвестно, вовремя ли спохватился Пётр Иванович. На этот случай школа здравого смысла и выгоды не подготовила ему запасных ходов.

АВТОР

Но прелесть романа в том, что автор не занимает ни одну из сторон. Метаморфоза, которая в финале происходит с Александром, пугает даже Петра Ивановича. Риторика споров дядюшки и племянника, протянувшаяся сквозь весь роман образцовыми диалогами, напрочь лишена назидательности. Наконец, и Лизавета Александровна вовсе не предстаёт в идеализированном облике — наконец, и она тоже не знает «как надо».

-4
Делать выводы и выносить приговор участникам этой человеческой комедии Гончаров предоставляет нам. Но, может быть, вернее всего — последовать примеру автора и просто рассказать историю. И никого не судить.

——

Приходите на премьеру «Обыкновенной истории» и подумайте о судьбе её героев вместе с нами. Ждём вас 30 апреля (предпремьера), 1, 2 и 14 мая, 3, 16 и 28 июня

Билеты здесь

Фото Юлии Смелкиной (репетиции премьеры)