Найти тему
КиноБуква

«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы знаете, совсем невозможно». До сих пор актуальный советский фильм «Это мы не проходили»

Оглавление

Да, да. Киноповести почти 50 лет, но есть ощущение, что и еще через 50 лет фильм будет выглядеть так же свежо, как и в 1975 году. Это ли не удивительно? А вот хороша или плоха такая постоянность – попробуем разобраться. История совершенно чудная, смотрится с огромным интересом, легко и с непременным желанием советовать всем, кто вдруг еще не видел.

🎬Это мы не проходили (1975)

Кадр из фильма «Это мы не проходили», 1975 год, режиссер Илья Фрэз
Кадр из фильма «Это мы не проходили», 1975 год, режиссер Илья Фрэз

Как вы помните, главные герои фильма – молодые ребята (точнее, на 99,9% - девчата), студенты педагогического ВУЗа, которые из родного Ленинграда бодро едут на поезде в непонятное Пятигорье близ моря. Едут на практику. Тут для меня интересен момент – почему не в Ленинграде? Я не застала времена вот таких вот далеких практик, и когда училась, то и практиковалась в том же городе. Кстати, тоже Ленинграде, который, правда, уже был Санкт-Петербургом. А тут будущие учителя едут несколько дней по железной дороге, живут потом в общежитии, питаются в столовой. Одним словом, оригинальный способ набраться опыта. И этот поезд, кстати, в начале и конце фильма – очень важная вещь.

Туда молодые учителя ехали весело, с песнями и улыбками. Беззаботно. Сами еще совсем недавно – школьники. Обратно – картина совсем иная. Лена и Юра очевидно больше не пара, «англичанка» Ира переживает разлуку с капитаном. Да и вообще вся компания – грусть, печаль, тоска и слезы на глазах. За время практики они словно выросли, потому что столкнулись с настоящей, реальной, взрослой жизнью. Столкнулись с проблемами, которые если ты сам не решишь – никто за тебя не решит.

Но обо всем по порядку.

Первое, что бросается в глаза – отношение к мужчине и женщине. К мужчине-учителю и женщине-учителю, или учительнице, как хотите. Чуть ли не с первых кадров, в момент знакомства опытных педагогов и практикантов, среди которых физик Юра (Борис Токарев) видна эта разница. Мужчин-учителей в школах ждут, как манну небесную. Их выделяли раньше, выделяют и сейчас. Школа почти на 100% - коллектив женский. Как минимум – трудовик, как максимум – еще физрук. Все остальные дисциплины – дело огромной удачи. Вот и Юрию Александровичу – внимание в первую очередь уделяют.

Девчонки скромно ждут своей очереди на знакомство, с высоты модных туфель на платформе и сверкая голыми коленками, которые не скрывают короткие юбки.

Поменялось ли что за 50 лет? Да ничего. Если будет стоять выбор на должность, скажем, химика, между молодым человеком и девушкой – кому отдадут предпочтение? Правильно, садитесь, пять, руку можно опустить.

Второе – трудный путь учителя и его личная жизнь. Наверное, ни для кого не секрет – нагрузки в школе огромные. Помимо подготовки к урокам – проверка тетрадей. Добавьте к этому семинары, конкурсы, коллоквиумы, курсы, мониторинги. А если замены? А если классное руководство и внеклассная работа? Сейчас так вообще на оформление документации времени уходит столько, что непонятно, когда учитель ест и спит.

Да, раньше бумажной обязаловки было меньше. Но все равно сложно. И поэтому с такой горечью завуч Галина Петровна вспоминает, почему распался её брак:

«Я тогда ещё не знала, что с мужем надо ходить в гости, в кино. А тетради проверять, только когда он спит мёртвым сном».

Сюда же стоит, конечно, добавить, что простая советская учительница еще и хозяйка, и мать. Домашние дела, магазин и горячий ужин никто не отменял. Хорошо, если сейчас, в современных реалиях, супруг взял на себя часть бытовых хлопот. А если нет?

Идем дальше. Наш молодой физик Юра использует весьма современный подход к обучению. Точнее, современный для узкого круга школ – частных. Юрий Александрович считает, что особенные способности к физике есть не у всех, поэтому спрос со всех должен быть разный. И к девочкам, например, придираться особо не стоит, тогда как более одаренные в этом плане мальчики могут и должны показывать хорошие результаты и оценки.

С одной стороны, можно увидеть здесь гендерное принижение – мол, женщина ни на что не способна, она более глупая и все такое прочее. Так чего с неё спрашивать, пускай варит борщи, не царское это дело знать правило буравчика. Тем более истории известны женщины-ученые точных наук - физики, математики, химики.

Но мне не показалось, что Юра хотел обидеть девочек своего класса и в их лице всех женщин. Скажем так, я увидела другое: он, зная о том, что девчонки его предмет не понимают, не очень-то старался донести знания. С мальчишками, которые схватывают на лету, легко и просто. Один раз показал – и поняли, и запомнили. Ключевое здесь – поняли.

Это доказывает следующая сцена, когда физик школы – женщина, объясняет тему ученице. И, в конечном счете, та, вся в поту и перепачканная мелом, сообщает, что теперь понимает. Но. Я сама была такой ученицей. Зазубривание – не равно понимание. Увы. И то самое правило буравчика я четко рассказала, как и многое другое из физики, химии или геометрии, но что к чему – не понимала. И через день забывала. А ведь это принципиальная разница, согласитесь.

Креативный и современный подход использует и практикантка Лена, Елена Фёдоровна, учитель биологии (Наталья Рычагова), что очень не нравится её наставнице, завучу школы и классному руководителю 8-го класса Галине Петровне (Антонина Максимова). Галина Петровна вроде как и понимает, что её методы устарели, но признаться в этом страшно. Ей больно оттого, что ни один из её учеников после окончания школы за 15 лет её работы не прислал даже открытки.

Лена нарушила консервативный принцип рассаживания в классе и разрешила ребятам сесть так, как они хотят, и с кем они хотят. Более того, Лена сблизилась с учениками и завоевала их доверие. Чего стоит ситуация с юными влюбленными - хрупкой Милой (Татьяна Канаева) и мужественным Митей Красиковым (Андрей Ростоцкий), которые чем-то напоминают Рому Лавочкина и Катю из «Вам и не снилось…»

Успеваемость повысилась, дисциплина – тоже. Но Галине Петровне принять факт того, что всего этого добилась не она с высоты своего опыта, а молоденькая биологичка, причем за очень короткий период времени – невозможно. В этом плане удивила меня руководитель практики и доцент педагогического института Надежда Александровна (Татьяна Пельтцер), которая считала, что именно талантливых и креативных так не хватает в нашем образовании.

Поразила меня Елена Фёдоровна и своим отношением к труду и отдыху. Тут просто не в бровь, а в глаз. Если проблема стояла так остро тогда, в 70-ые, что уж говорить о веке нынешнем? Дело в том, что Лена озабочена проблемой свободного времени и тем, что даже когда оно появляется, мы предпочитаем поработать еще, или заняться очередными домашними делами вместо того, чтобы отдохнуть и провести время с семьей (тут опять хочется вспомнить, почему её наставница развелась с мужем).

Одним словом, Лена просто мой кумир в этом фильме.

Кадр из фильма «Это мы не проходили», 1975 год, режиссер Илья Фрэз
Кадр из фильма «Это мы не проходили», 1975 год, режиссер Илья Фрэз

То есть молодые учителя не просто учатся и набивают собственные шишки, но и наглядно видят результаты и последствия работы опытных педагогов, которые оказывается, не всегда бывают правы. Потому что подростки совершенно удивительны. Их сложно обмануть.

Интересен и персонаж красавицы Ирины Калиновской — молодой учительницы английского Ирины Никифоровны. Ира – самая модная среди практиканток. И платформа самая высокая, и юбочки короче, чем у остальных, и прическа – высший класс, и сумочка аж и самого Лондона, где Ирине довелось побывать. Ирина хочет казаться стильной, уверенной и современной. Она открыто говорит о том, что всю жизнь можно уложить в один чемодан, что круто не ночевать дома, много путешествовать и так далее. И именно Ирочка в конце фильма трансформируется больше всех. Такие свободолюбивые девочки очень часто в итоге сильнее всех прочих скучают по дому, маминым борщам и мечтают как можно дольше жить с родителями, а лучше еще и с бабушками. Собственно, это и произошло с Ирой. Такие простые семейные ценности вне Лондона.

Вообще «Это мы не проходили» - очень «говорящее» название. Не просто слова песни рыжего Антошки из одноименного советского мультфильма. Это мы не проходили, это нам не задавали. Потому что это действительно так. Учиться в институте теории и жить дома с мамой - совсем не то же, что столкнуться с тем, что видишь в реальном классе с реальными детьми, или на кухне общежития.

Помимо всего вышеперечисленного у фильма есть и еще парочка плюсов:

  • Тонкие, продуманные диалоги и естественная игра актеров. Чувство, что они и не играют вовсе, а живут!
  • Визуально очень красиво. Какие костюмы, платья, туфли, прически, макияж! Целая эпоха, уложенная в небольшое экранное время.

Помните, что

«Учить детей всегда было трудно. А сейчас, как вы знаете, совсем невозможно».

И смотрите старое кино. Оно прекрасно. Согласны?