Найти в Дзене
Книжный ДРАКАРИС

Заяц с янтарными глазами - Эдмунд де Вааль - ничего про нэцке и янтарь так и не узнал

Оглавление

История вещей, искусство и его коллекционирование - а точнее - номенклатурный справочник, написанный на манер художественного произведения

Эдмунд де Вааль - британский художник и гончар. И это его частично биографическая (везде и вся правдивая ли?) история про искусство и коллекционирование - начатое его предками.

Лондон - Токио - Париж - Вена. История коллекционера нэцке - японские фигурки из дерева или слоновой кости - и история вещей, до кучи тут семейная сага со всеми жизненными шаржами и гончарное дело (как и прочая керамика).

Сперва я ошибочно счел, что передо мной художественная история с биографическими врезками, мы узнаем про каждую из фигурок, как она появлялась у обладателя и при каких обстоятельствах - ага, как же. У нас есть коллекция нэцке в количестве более 260 штук, только вот истории появления самой этой коллекции как таковой нет - предок де Вааля - просто сразу купил все фигурки разом, поставил их в шкаф и забыл...

Всё изобилует подробностями ещё больше, чем у Хандке и Тартт, а повествование - мы никуда не торопимся, перескакивая с описания жизни двоюродного деда на его соседа, на бабку-пробабку, про учёбу и быт в Токио, потом в Эдо, затем это шале, а потом Лондон, а потом сюда, туда и все сразу, а вот какие-то моменты про известных писателей и художников. Причём, ты сперва в этом не путаешься, а подано все, опять же, через историю вещей, но потом немного наступает каша. Поскольку я слушал, аудиокнигу - некоторые резкие переходы от романов к картинам, от литературных героев и позировавших художникам людей к событиям историческим и имеющим отношения к автору и его героям - теряются постоянно. Тут надо именно видеть, ибо названий и имён сотни!

Очень спокойное, приятное чтение
с пристальным вниманием к деталям вещей, но совершенно лишенное чувственной человеческой природы и жизни. Это не живая и не художественная (но с художественным языком) история, не про людей, которые собирали коллекцию или создавали предметы искусства, а про вещи, собранные или созданные кем-то.

Современную Японию (как и воспоминания об Эдо) мы покидаем после первых глав и занимаемся изучением первого обладателя нэцке - предка героя - нувориша Шарля. Знакомимся с ним, его увлечениями и зарождением собственной коллекции разных предметов искусств, которая от простого китча стала делом жизни. И эти маленькие фигурки у нас как бы есть, но и нет - они лишь надоумили автора начать изучать прошлое его семьи, на этом их роль и закончилась.

Тут у нас не до Жапонизмов, ведь есть Париж, бомонд, Мане и Моне, Дюрер, Марсель Пруст и Эмиль Золя, стихи, книги, картины, зарисовки жизни во всем ее городском многообразии и не только. Всего это много, подряд и никаких пояснений, люди, их поступки, быт, как и сами предметы искусства приводятся словами каких-то знакомых семейства и известных (или нет) писателей, художников и просто мимикрокодил - все эти картины и предметы, людей и названия стоит постоянно гуглить, даже если вы искушённый художник, искусствовед, литературовед и историк впридачу - это минус.

О чем эта история - про описания картин без истории их создания и отношения к нашему автору и его предкам - словами каких-то посторонних людей? Или все-таки о том, как собиралась коллекция НЭЦКЕ и зачем, как это повлияло на автора и его творческий путь? Какой-то важной причины внимания к предметам из Японии и их культуре у Шарля и не имелось, а купил он эти вещицы лишь потому, что на рубеже веков Япония стала боле открытой страной, а увлечение японизмом на некоторое время достигло пика в Европе. Увы, заявленное начало (про Японию и процесс создания фигурок) и название не срабатывают, а мы получаем не художественное произведение - а какую-то перечислительную хронику, в достоверности которой и не убедиться, потому что семейство Эфрусси связано чуть ли не со всеми деятелями искусств в Европе! - и все это просто бесконечно упоминается, настолько часто, что ты уже такой: "Верю! Верю, что Марсель Пруст в обнимку с Оскаром Уайльдом заходили к вам на чай каждую среду, и они заносили вам спаржу нарисованную и настоящую от Эдуарда Мане. Только хватит!"

Поднятие проблем евреев (из-за их зажиточности и прочее) в Европе после 30-40 годов - тут тоже имеется. Мы все понимаем, об этом мы 100 раз читали, но это занимает много времени и отрывает нас от основной темы - хотя бы сбор картин, раз про нэцке нам никто не рассказывает, и уже никакого дела до них нет автору, а нам - тем более.

Если что, многое напоминает вымысел, но в аннотации сказано - правдивая история.

Аудио - Алексей Лукашев - чтец хороший, читает спокойно, слушал у него другие книги.

Ознакомился с работой в новом оформлении, не знаю переводили ли заново или подвергали ли еще какой-то коррекции-редакции, ибо книга 2010 года.

В общем, истории про нецкэ - я не получил, как и семейную сагу, художественное произведение - тоже, какой- то перечислительный и нагроможденный исследовательский мономемуар, который будет интересен больше родне де Вааля (отслеживаемая история моей семьи тоже начинается в XVII веке, тут уж бабушка могла бы рассказать что-то подобное - многое на уровне фантастики) - да, потому что про Мане и Моне и прочих деятелей искусств середины-конца XIX - начала XX века - я могу прочитать другие работы - более предметные и интересные, а если они справочного характера - то с иллюстрациями, фотографиями, копиями писем и дневников и т.д.

-2
-3
Легендарные зайцы Альбрехта Дюрера - выглядят так (есть еще реалистичней)
Легендарные зайцы Альбрехта Дюрера - выглядят так (есть еще реалистичней)

Итого - концепт - автобиография (частичная) с коллекционированием (частичным) и экскурсом (обширным, порой излишне) - 3

Сюжета нет - как такового, наброски - да

Герои - 2 - тут их - сам автор и его потомок

Перевод, язык - 4

Чтец - 5

Общая - 3,5

ТГ-канал Книжный ДРАКАРИС