«Свят, свят, свят», - воскликнут верующие и будут по-своему правы. Хоть куда-то «грязные лапы» технологий могут не лезть? Ответ однозначный - не могут.
Однажды, пребывая в туристической поездке, я зашел в Кельнский собор и был ошарашен отсутствием привычных восковых свечей. Вместо этого там стоял монетоприемник, куда люди опускали 2 евро, после чего около почитаемой иконы Божьей Матери, огороженной красными канатами, зажигалась электрическая свечка. Она по своей сути была обычным светильником со светодиодом.
Несколько мгновений я стоял в оцепенении, а потом сунул руку в карман и нащупал жетон нужного номинала. Дзынь! - и ещё одно искусственное пламя затрепетало в ряду десятков других. Ощущение было двояким. С одной стороны, от Европы какой-то такой подставы я и ожидал. «Вот она - синтетическая мораль старого света», - подумал я и тотчас забыл об этом.
С тех пор, посещая соборы Парижа или Милана, для меня это технологическое нововведение стало нормой. Везде можно было опустить в автомат монету или даже просто поднести к считывателю кредитную карту.
По сути, символизм самого ритуала от этого глобально не страдал, а удобства для посетителей и священнослужителей, пожалуй, от этого стало даже больше. И всё же неприятный осадочек у меня остался. С детства меня зачаровывали плывучие огни настоящего пламени, капли воска, запах ладана и мерцание тысячи живых бликов на позолоченных поверхностях в православных церквах – все то, от чего европейские церкви теперь отказались.
Время шло, и я жил своей обычной жизнью, пока волею судеб однажды не оказался на одном плоту с одним весьма влиятельным человеком. Мы встретились посреди реки под Великим Устюгом. Наш путь проходил мимо невероятно живописных древних русских храмов. В это время мы говорили о вере, выпивали, молились, братались, спорили – в общем делали всё, как оно бывает в широкой русской жизни на широкой реке среди дремучих лесов, полных медведей, и крутых берегов.
Слово за слово и речь зашла о русских святынях, традициях, скрепах и загнивании Европы. Тогда-то Дмитрий и посетовал на то, что нет веры истинной кроме нашей и что «всё у них там на западе сплошь фальшивое», даже свечи в храмах. И, что тут сказать, в этом я с ним был полностью единодушен, потому что своими глазами это видел и знаю, как дело обстоит.
«Вот если бы настоящие свечи зажигались, а не лампочки – это было бы другое дело!» - раскатистым басом провозгласил мой Визави.
— И что было бы с того? - заинтересовался я.
— А то, что кто такое придумает, тот, наверное, озолотится!
— С чего бы вдруг?
— Это ты, брат, пока не понимаешь. Есть у меня давно такая мечта. Я зимой обычно живу в Майями и страшно скучаю по дому и по храму своему родному. Из-за этого я даже специально договорился с батюшкой камеры поставить, чтобы иногда заходить помолиться хотя бы через интернет, раз прийти не могу.
— Гмм… В моей голове кое-что начало проясняться. И много ли таких, как ты? - спросил я как бы с издевкой.
— Много, брат Евгений, много. Ещё больше тех, кто вообще прийти не может. Ладно, была пандемия – это временно. Но ведь есть ещё инвалиды, эмигранты, военные и много кто ещё, у кого есть желание, но в данный момент нет возможности прийти и поставить свечку в храме.
— Ну, а в чём проблема? Давай сделаем такую штуку, авось, и правда людям пригодится, и может денег принесёт, кто знает. Вроде бы дело хорошее!
— Ещё бы, молодёжь вон сидит с утра до ночи в экраны пялится, так бы хоть к вере приобщались. Сначала по видео в церковь зашли, зажгли свечку, подумали о своём, помолились как умеют, а там уж, гляди, и своими ножками в храмы потянутся. Вера-то православная у нас у всех в крови, просто не сразу к этому люди приходят, каждому свой срок нужен.
— Ну да, ты прав, а если они свечки смогут по-настоящему ставить дистанционно по видео прямо в прямом эфире, так это вообще хит будет! И храмам дополнительные пожертвования, в общем, всем хорошо.
— А я о чём? Только как такое сделать, не знаю пока. Электронные звонари давно уже по всей России стоят, потому что реальных звонарей в стране по пальцам пересчитать. Требы в храмы уже лет 10 как можно онлайн посылать, и это гораздо популярнее, чем ты думаешь. А вот свечи зажигать никто не научился. Как в Европе не прокатит. Не примет русская душа, если лампочка загораться будет. Другой у нас менталитет что ли, и традиции больше в почете.
— А что, если я реально сделаю такой подсвечник, который сам свечи по команде зажигать будет? - уже серьёзнее переспросил я.
— А то, что нужно будет бежать и патентовать эту вещь сразу. Поверь, я фигни не придумываю. Именно поэтому у меня и вертолёт, и яхта, и 700 человек сотрудников.
Ещё много мы говорили о достоинствах и недостатках цифровизации церкви, и о бог знает, о чём еще. Однако факт остаётся фактом: когда через 3 дня мы сошли на берег, я твёрдо решил, что такой шанс упустить нельзя.
Будучи инженером и программистом в одном лице, вернувшись в Златоглавую, я сел за чертежи. Приобрёл несколько 3D принтеров и токарный станок.
Долго томить читателя не буду и скажу сразу, что через 2 года такое устройство действительно было построено и готово к работе. Также данное изобретение для дистанционного зажигания свечей в храмах было запатентовано в Роспатенте, как положено, всё «чин чинарем».
И вот, казалось бы, всё есть. А что дальше? Вот этого сказать не могу. Тут нужен, видимо, уже не инженер, а маркетолог или человек с какими-то связями, чтобы дальше развить это направление и внедрить куда следует.
Я думал связаться с Дмитрием и попросить его помочь, но, увы, связи с этим недосягаемым человеком, с которым случайно меня свела судьба на плоту, не осталось никакой. Надеюсь, у него всё в порядке. Я бы с радостью поставил за его здоровье свечку в одном из православных храмов с помощью своей разработки.
Каждый раз, показывая друзьям, какая у меня штуковина в гараже, они «охают и ахают», мол, это же гениально, с этим нужно что-то делать! Не знаю, гениальное ли действительно получилось изобретение или просто какая-то блажь, навеянная романтикой русской реки и задушевных разговоров на плоту о судьбах людей и о трансформации веры.
Подробнее об устройстве. В основе конструкции шаговый двигатель. Есть датчики препятствия и пламени, поджигающий пьезоэлемент и контроллер управления с Wi-Fi-модулем. Установка работает от сети 220В. Для работы также требуется Wi-Fi.
Поджиг осуществляется командой через Телеграм-бота либо с веб-сайта после оплаты самой свечки. Весь процесс можно наблюдать в прямом эфире по веб-камере.
Сначала я построил малую установку на 18 свечей. А потом побольше, с возможностью зажигать несколько рядов. Большая может зажечь до 48 свечей. Такая вот получилась штука.
Если у вас есть идеи, где такое может быть полезным и применимым, то не стесняйтесь комментировать, я охотно приму советы. Главное - не осуждайте. А там уж будь что будет, на всё воля Божия.