6-й год до н.э., римский форум, утро. В пестрой толпе всяк пялится на статую Марсия, что возле ораторской трибуны – этой ночью дочь императора Августа была в ударе: шея мраморного сатира, кажется, склоняется под тяжестью венков. Мужчины посмеиваются, матроны опускают глаза, девицы краснеют. Ох уж эта Юлия. Говорят, ее отец ничего не знает.
Зато остальной Рим в курсе, что красотка повадилась совокупляться с любовниками прямо на ростральной трибуне, откуда читают указы ее папы. Венки на шее Марсия тоже работа Юлии: сколько раз она испытала удовольствие, столько венков нанизала на статую.
А муж распутницы, угрюмый пасынок Августа Тиберий, укатил на Родос – видать, от стыда подальше. Впрочем, ей давно милее другой Тиберий.
Жертва страстей
Юлия – единственный ребенок великого Августа; девочку родила его третья жена Скрибония, с которой он сразу после родов развелся. Потому что страстно влюбился в Ливию. У той уже были два сына (один из них Тиберий, будущий муж Юлии); а с Октавианом Августом детей не получилось.
Юлию воспитали в лучших римских традициях: классное образование, изящные манеры. Девушка выросла красноречивой, остроумной; море обаяния и – бешеный темперамент. Сначала Август выдал ее за кузена Марцелла, но тот скоро умер. Вторым мужем Юлии стал друг отца, 42-летний полководец Марк Випсаний Агриппа. И Марцеллу, и Агриппе Юлия успела наставить рога; но Агриппе вдобавок родила пятерых детей. Когда ветеран римских походов скончался, Август выдал дважды вдову за своего пасынка Тиберия, сына Ливии. С тех пор Юлия пустилась во все тяжкие, не особо скрывая.
Еще при жизни Агриппы она влюбилась в Тиберия Семпрония Гракха (круглого тезку знаменитого народного трибуна – МТ). Гракх настраивает дочь императора против нового супруга; Юлия пишет отцу письмо, где обливает Тиберия-мужа помоями – он такой-сякой развратник, а я вся такая благородная и оскорбленная.
Август не дает кляузе ходу; сомневается в дочкиных словах. А Тиберий-муж молчит. Ему не жаль ни Юлии, ни отчима – жаль свое достоинство; кому охота выглядеть одураченным женой?
Юлия заводит кружок воздыхателей, с ними кутит, разминается на ростре. Среди ее обожателей Аппий Клавдий, Тиберий Гракх, еще Юл Антоний - сын погибшего триумвира. Золотая молодежь. Август все еще ни сном, ни духом, но его жена Ливия уже прикидывает, как раскрыть императору глаза.
Месть оскорбленных
По совету Ливии Август затевает дознание – правда всплывает. Владыка в ужасе: его девочка оказалась первой распутницей Рима. А Юл Антоний! Август простил ему грехи отца, приблизил к себе – и вот благодарность.
Юл не ждет расплаты – кончает с собой. Служанка-сводница Юлии Феба вешается. «Жаль, я не отец Фебы!» - театрально стонет император; намек на то, что у его дочери не хватит смелости так же уйти от позора.
Август позора не боится: идет в сенат, рассказывает о дочери. И о том, что сделает с кучкой развратников. Мужчин – кого казнит, кого сошлет; саму Юлию – в изгнание, на остров Пандатерию. И развод с Тиберием.
Ее содержат на острове как государственную преступницу (были причины подозревать, что в кружке Юлии зрел заговор против Августа). Никаких тебе деликатесов, никакого вина, ни капли роскоши. Посетители – только с разрешения отца. 5 лет мается дочь Августа, потом ей позволяют переехать в Южную Италию. А Тиберий возвращается с Родоса в Рим.
В начале 1 века один за другим гибнут молодые сыновья Юлии и Агриппы – Луций и Гай. Сраженный смертью внуков Август делает наследниками Тиберия и младшего сына Юлии Агриппу Постума. А на Агриппу взъелась Ливия - обвиняет его в злых умыслах; парня ссылают. В 14 году Август умирает, престол занимает Тиберий. Он велит убить Постума, а 53-летнюю Юлию вернуть на Пандатерию. Ей до минимума урезают содержание.
Та, что когда-то пила-ела что хотела, купалась в роскоши, ни в чем не знала отказа, теперь голодает. Она умрет от истощения, ненадолго пережив отца, который перед кончиной запретил хоронить беспутную дочь в своей усыпальнице.
Автор – Марина Туманова
Сердечное спасибо за лайки, комментарии, подписки.
Еще по теме: