Найти тему
Галс-Девелопмент

Кому и как раздавали квартиры в Доме писателей, построенном по указу Сталина на Третьяковке

Оглавление

В советское время столичную интеллигенцию власть расселяла по принципу «свои к своим»: Дом кинематографистов на Полянке, Дома артистов МХАТ и Большого театра в Брюсовом, Дом композиторов на Тверской. Дом писателей построили рядом с Третьяковской галереей, в Лаврушинском переулке.

Это тот самый Драмлит, который громила булгаковская Маргарита. Прочитать о ее полете и о том, кому ее руками мстил Булгаков, можно здесь. Но вернемся к реальному Дому писателей. Зачем советской власти потребовалось объединение литераторов в одном месте, и как проходило заселение?

Спокойно творить на благо народа

Октябрь 1932 года. В особняке Горького на Малой Никитской собирается около 50 литераторов и верхушка политбюро. На очередную встречу с писателями приезжает Иосиф Сталин. В этот вечер вождь предлагает создать для литераторов городок, чтобы решить острый для них жилищный вопрос и дать спокойно творить на благо народа.

Заседание Союза писателей СССР
Заседание Союза писателей СССР

Постановление о строительстве «Городка писателей» принимается в июле 1933 года, а в конце 1934 года в Переделкино стартует стройка. В том же году Сталин отдает приказ возвести Дом писателей в Москве. Это было объединение творческой элиты сверху, конечно же, с контролем изнутри.

В начале 1930-х годов советские писатели жили в общежитиях на Покровке и во флигеле дома Герцена на Тверском бульваре в коммуналках (им, как и научным сотрудникам, полагалось по 20 кв. м). Наиболее удачливые обитали в кооперативных домах: один был построен в Камергерском переулке, второй чуть позже – в Нащокинском. Но квартиры в этих домах роскошью не отличались.

Обещанный дом стал для литераторов небесным чертогом. В том, что жилье, возводимый по личному указанию Сталина, окажется роскошным, сомнений не было, поэтому переехать туда мечтали все.

Под застройку руководство Союза получило участок в Лаврушинском переулке, рядом с Третьяковской галереей.

-3

Финансировался проект частично правительством, частично за счет средств жилищного кооператива «Советский писатель», куда его участники вносили паи. Стоимость двухкомнатных 50-метровых апартаментов была определена в сумму порядка 10 тыс. рублей ¾ четыре средних годовых зарплаты по стране.

Казалось бы, отданные в кооператив средства должны были дать преимущества при получении жилья, но эти вложения не гарантировали получения квадратных метров. Кандидатуры обсуждались поименно. Например, Булгаковы внесли взносы на 80 кв.м, но им дали квартиру на 30 метров меньше и не в желанном Лаврушинском, а другом доме в Нащокинском переулке. Остаток средств был возвращен писателю, но только через пять лет.

В августе 1936 года на заседании Союза советских писателей шли жаркие споры. Квартир в новом доме было 96, а желающих порядка 1500 человек. Самым весомым мнением обладали первый секретарь правления Союза, писатель Владимир Ставский и еще один из секретарей правления – писатель Всеволод Иванов. Последний, кстати, также занимал должность председателя Литературного фонда и получил единственную 6-комнатную квартиру Дома писателей.

Вид с крыши Дома писателей, 1956 год
Вид с крыши Дома писателей, 1956 год

Элитный круг мастеров соцреализма

У руководства Союза писателей оказались свои предпочтения. Первыми квартиры мечты в 1937 году получили мастера соцреализма, прославлявшие труд и воспитывавшие трудящихся.

Также преференции оказались у тех, кто был в Президиуме правления, принимал активное участие в работе Союза, не отклонялся от линии партии и хорошо издавался. Например, квартиру получил Борис Пастернак, чей однотомник тогда перепечатывался четыре года подряд.

Борис Пастернак на балконе Дома писателей
Борис Пастернак на балконе Дома писателей

В элитарный круг жильцов вошли создатели «Двенадцати стульев» сатирики Илья Ильф и Евгений Петров, а также Валентин Катаев, успех которому принес в 1932 году роман о строительстве Магнитки «Время, вперед!», автор «Трех толстяков» прозаик Юрий Олеша, детская поэтесса Агния Барто, педагог и писатель Антон Макаренко, европейский корреспондент советских газет Илья Эренбург, автор первого политического романа Константин Федин, драматург Николай Погодин, чья пьеса «Аристократ» о строительстве Беломорканала была невероятно популярна в то время.

Агния Барто
Агния Барто

Однако получить ордер оказалось еще полдела. Писателям приходилось торопиться с переездом, иначе они могли обнаружить в своей квартире незваных жильцов. Дело в том, что в доме происходили случаи захвата свободных комнат. Так, дабы не упустить свое законное жилье, Катаев, Ильф и Петров после получения ордера сразу же отправились ночевать в свои новые квартиры, захватив минимум вещей.

Круг жильцов расширился после окончания Великой отечественной войны. В 1948 году к Дому писателей пристроили второй корпус. В нем получили квартиры авторы, отмеченные за свою литературную деятельность во время войны, в частности поэт и военный корреспондент Евгений Долматовский и поэтесса Вера Инбер, писавшая о блокаде Ленинграда.

Роскошь по-советски

Как и задумывалось Сталиным, многим литераторам действительно счастливо жилось и творилось в новом доме. Писатели стали привилегированным сословием и были окружены исключительным комфортом. Квартиры обставлялись красивой новой мебелью либо в стиле модерн, либо антикварной из красного дерева.

-7

Помимо всевозможных бытовых удобств – газовых плит, холодильников, ванных и комнат для домработниц, жильцы пользовались тогда еще редкими в столице личными телефонами.

Дома, построенные в 1930–1950-х годах для творческой интеллигенции, можно назвать прототипами современных клубных домов. Они объединяют людей равного положения и часто поклонников определенного района.

-8

Для тех, кто хочет жить в современном клубном доме Замоскворечья, строится новый проект «Космо 4/22» на первой линии Космодамианской набережной (фото выше). Прочитать о нем можно на сайте застройщика.

Также на нашем канале вы можете прочитать:

Где купить квартиру, чтобы она стала родовым гнездом для наследников

Дороги поэтов ведут на Ордынку: где встретились Цветаева и Ахматова

Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту