Найти тему
Михаил Драбкин

На трамвае по Нижнему Новгороду

Нижегородский трамвай, самый старый на территории современной России (не считая запущенного ещё немцами трамвая Калининграда), покрывал своими линиями значительную часть города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Он проходил по двум (из трёх на тот момент) окским мостам.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но потом линию по Канавинскому мосту, которая наиболее коротким образом соединяла исторический центр города с транспортным узлом (железнодорожный вокзал), закрыли, и самым востребованным городским транспортом окончательно стали маршрутки и автобусы средней вместимости.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Сети трамвая в Нагорной части (правый берег Оки) и на левом берегу сейчас связаны единственной линией по Молитовскому мосту.

Добавьте описание
Добавьте описание

Почти таким же препятствием, как сама Ока, являются высокие склоны правого берега (Дятловы горы).

Добавьте описание
Добавьте описание

Эти высокие складки местности прорезают извилистые улицы-пандусы - спуски, по двум из которых до сих пор ходит трамвай.

Добавьте описание
Добавьте описание

Левобережная часть сети тоже довольно сильно сегментирована: сормовские маршруты (запад) связаны с остальной системой лишь технической линией.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но после закрытия линии через Канавинский мост крупных демонтажей не было, и в целом положение нижегородского трамвая стабильнее, чем положение нижегородского троллейбуса.

Добавьте описание
Добавьте описание

Так что старейшая в России трамвайная система остаётся и одной из крупнейших в стране.

Добавьте описание
Добавьте описание

Со своими 77 километрами линий нижегородский трамвай занимает 4-е место в стране (после Петербурга, Москвы и Екатеринбурга), по объёму пассажирских перевозок (около 200 тыс. человек в сутки) позиция немного ниже, но тоже солидная - здесь Нижний занимает 7-е место в стране, пропуская вперёд ещё Самару и Краснодар.

Добавьте описание
Добавьте описание

Всё же трамвай здесь в первую очередь используется не для того, чтобы добираться из одного конца города в другой, а скорее как подвозочный транспорт до транспортных узлов.

Добавьте описание
Добавьте описание

Тем более что некоторые загруженные транспортные коридоры в Нижнем Новгороде (прежде всего между центром и Автозаводским районом) всё-таки обслуживаются метрополитеном.

Добавьте описание
Добавьте описание

Нагорная (правобережная) часть нижегородской трамвайной сети более цельная.

Добавьте описание
Добавьте описание

Такое ощущение, что в этой части города трамвай обеспечивает бóльшую часть пассажирских перевозок, чем на другом берегу Оки.

Добавьте описание
Добавьте описание

Трамвайные линии охватывают практически весь исторический центр.

Добавьте описание
Добавьте описание

Хотя обычная для советского времени практика переноса путей с главных улиц на второстепенные с заменой трамвая троллейбусом явно ухудшила конфигурацию сети.

Добавьте описание
Добавьте описание

Кроме того, трамвай доходит до некоторых крупных жилмассивов - например, до Нагорных микрорайонов рядом с Кузнечихой.

Добавьте описание
Добавьте описание

Восточнее Нагорного расположено трамвайное депо №1, рядом с ним - троллейбусный парк с таким же порядковым номером.

Добавьте описание
Добавьте описание

На их базе организован нижегородский музей истории электротранспорта.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Музей находится совсем не в центре Нижнего Новгорода, и доберётся туда только действительно интересующийся транспортом турист. Заметно, что изначально это именно ведомственный музей советского образца, не рассчитанный на гостей города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Говорят, что как минимум с 2022 года музей закрыт, так как "оттуда уволился последний сотрудник". Грустно, если так: среди российских провинциальных музеев, посвящённых истории местного городского электротранспорта, нижегородский показался мне самым качественным.

Добавьте описание
Добавьте описание

Ещё у меня сложилось впечатление, что и состояние путей в нагорной части городской трамвайной сети получше.

Добавьте описание
Добавьте описание

По крайней мере, в историческом центре - ведь тут их скорее увидят туристы.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, в этой части города больше путей на совмещённом полотне, что должно замедлять и без того небыстрое движение трамваев.

Добавьте описание
Добавьте описание

По состоянию на начало 2023 г., действуют 14 трамвайных маршрутов.

Добавьте описание
Добавьте описание

По ним курсируют чуть меньше 350 вагонов.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Как и 30 лет назад, значительная часть подвижного состава - чешские вагоны Татра (в основном Т3), часть из которых, впрочем, передаются в последние годы из Москвы после модернизации.

Добавьте описание
Добавьте описание

Кроме того, по-прежнему много старых КТМов (в основном в Автозаводском депо).

Добавьте описание
Добавьте описание

А в последние годы поступило несколько десятков новых КТМов и трамваев производства екатеринбургского "УралТрансМаша".

Добавьте описание
Добавьте описание

К главному транспортному узлу города у Московского вокзала подведены 5 из 14 городских трамвайных маршрутов, то есть более трети.

Добавьте описание
Добавьте описание

С запада подходят сормовские маршруты (2 штуки), с юга - маршруты, следующие на юг (Автозаводский и Ленинский район) и в Нагорную часть города через Молитовский мост (3 штуки).

Добавьте описание
Добавьте описание

Конечная автозаводской трамвайной сети устроена в виде однопутных линий по узким улочкам восточнее вокзала и дополняет неповторимую атмосферу этого обшарпанного, но не плохо сохранившегося массива старой застройки.

Добавьте описание
Добавьте описание

Совсем рядом с вокзалом, транспортными развязками и торговыми центрами.

Конечная же Сормовской сети выглядит немного более современно.

Добавьте описание
Добавьте описание

Линии в западной части Нижнего Новгорода практически все проложены на выделенном полотне, много трамваев следуют в сцепках (работают по системе многих единиц).

Добавьте описание
Добавьте описание

Эта часть сети городского трамвая имеет черты легкорельсового транспорта.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Удалённая часть системы на юге города, в Автозаводском и Ленинском районах, тоже в значительной степени проложена на выделенном полотне, но состояние путей там заметно хуже, и востребованность трамвая - ниже.

Добавьте описание
Добавьте описание

В отличие от Сормова, этот район обслуживается метрополитеном (сюда были проложены первые участки в 1985-1990 гг.), да и прямых автобусных маршрутов отсюда в разные части города немало.

Добавьте описание
Добавьте описание

И метро, и автобусы идут по прямому проспекту Ленина, в то время как транзитная трамвайная линия уходит в обширные районы частного сектора западнее.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но при этом эта часть сети, в отличие от Сормова, по-прежнему связана с основной частью линией с маршрутным движением.

Добавьте описание
Добавьте описание

Всю её проходит только один маршрут с магическим номером 417.

Добавьте описание
Добавьте описание

Скорость движения трамваев в Нижнем Новгороде снижается из-за неважного состояния путей и старого подвижного состава - хотя многие чешские "Татры" и через 30-40 лет эксплуатации остаются в приемлемом состоянии.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, бóльшая часть 300 городских трамвайных вагонов - это менее качественные отечественные КТМы (5 и 8).

Добавьте описание
Добавьте описание

Немного улучшает ситуацию то, что бóльшая часть трамвайных линий на периферии, построенных после 1960 года, проложены на выделенном полотне.

Добавьте описание
Добавьте описание