Найти в Дзене
ART FLASH Magazine

Искусство в сериале «Тьма»

Оглавление

В декабре 2017-го года Netflix выпустил первый проект на немецком языке. Им стала «Тьма». Сериал сразу обрёл огромную популярность у аудитории по всему миру и остаётся хитом платформы по сей день. Критикам понравились визуальные эффекты, музыкальное сопровождение, сложность сюжета, актёрская игра и тон истории. Кроме того, зрители сразу же отметили схожесть «Тьмы» с другим проектом Netflix, вышедшим годом ранее, – «Очень странными делами».

Попробуем разобраться, что отличает «Тьму» от американского аналога, и какую роль в сериале играет классическое искусство.

Кадр из сериала «Тьма», 2017–2020
Кадр из сериала «Тьма», 2017–2020

Сюжет и создатели

Создателями научно-фантастического проекта стали немецкий режиссёр Баран бо Одар («Кто я», «1899») и продюсерка Янтье Фризе («Кто я», «1899»). Действие разворачивается в выдуманном немецком городе Виндене и начинается с исчезновения двух местных мальчиков. Необычны хронологические рамки сериала: самая ранняя сюжетная линия начинается в 1888-м году, а позднейшая в 2053-м, но при этом главные действующие лица истории не меняются. Сюжет строится вокруг резко изменившейся жизни четырёх семей: Канвальдов, Нильсенов, Допплеров и Тидеманов, загадочным образом связанных давней семейной историей.

На протяжении всех трёх сезонов исследуются темы времени, судьбы, человеческой природы и предназначения: через попытки предотвратить апокалипсис, альтернативные миры, путешествия во времени и борьбу с тайными орденами, собирающимися уничтожить мир.

Янтье Фризе и Баран Бо Одар
Янтье Фризе и Баран Бо Одар

Отличие от «Очень странных дел»

После выхода сериал сравнивали с такими проектами как «Твин Пикс», «Оставленные» и, конечно, «Очень странные дела» братьев Дафферов. Сходство отрицать сложно. Оба сериала рассказывают о группе детей, пытающихся остановить мистическую опасность, связанную с правительственными объектами (Национальная лаборатория и АЭС). Как во «Тьме», так и в «Странных делах» главные герои обладают сверхспособностями и уникальной возможностью спасти мир. Кроме того, действие обоих сериалов происходит (в том числе) в 80-х годах XX-го века, создавая знаковый и очень яркий социальный и культурный образ десятилетия (с помощью интерьеров, архитектуры и музыки).

Кадр из сериала «Очень странные дела», 2016–…
Кадр из сериала «Тьма», 2017–2020
Кадр из сериала «Очень странные дела», 2016–… Кадр из сериала «Тьма», 2017–2020

Кстати, оба проекта вдохновлены творчеством классика жанра триллера – Стивена Кинга, в них используются приёмы мастера в создании атмосферы страха и ужаса. Персонажи «Очень странных дел» читают романы автора, создатели оформляют все постеры под знаменитые обложки его книг. А главный герой «Тьмы» повторяет образ похищенного мальчика в жёлтом плаще из романа «Оно».

Кадр из сериала «Очень странные дела», 2016–…
Кадр из сериала «Очень странные дела», 2016–…

Но «Тьма» выходит на более сложный уровень осмысления философских вопросов, спрятанных за фантастическим сюжетом, и опережает американскую историю. Критики единогласно отметили серьёзный и трагический тон повествования, а некоторым история и вовсе показалась слишком мрачной и тяжёлой из-за невозможности счастливого финала и отсутствия положительных персонажей.

Другим отличием проектов стало присутствие в сюжете «Тьмы» античного и библейского слоёв: персонажи берут имена героев «Ветхого Завета» (Адам, Ева, Ной) и ставят в школьном театре пьесу, посвящённую мифу об Ариадне и Тесее. Такое культурное влияние отражается и в выборе присутствующих в сериале произведений искусства.

Живопись

Сюжетообразующими для сериала стали картины «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего, немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса, и «Падение проклятых» фламандского художника Питера Пауля Рубенса.

«Адам и Ева», показанные в сериале, предположительно были написаны в 1520-м году. Кранах Старший обращался к этому сюжету не единожды, но интересовался только райским садом и моментом грехопадения, ни разу не изобразив жизнь прародителей после изгнания из Рая. Адам и Ева у художника всегда окружены природой и, в зависимости от сюжета картины, находятся или в компании Бога-Отца, или Змея-Искусителя.

Адам и Ева (Лукас Кранах старший, 1526)
Адам и Ева (Лукас Кранах старший, 1526)

«Падение проклятых», иногда называемое «Падением грешников», – монументальное творение Рубенса, выполненное для церкви Иисуса в Нюрнберге. Работа основана на сюжетах «Нового Завета»: Евангелии от Матфея и «Откровении» Иоанна. Архангел Михаил на картине толкает в пропасть ада проклятых и дьявола, изображённого в виде дракона, а в глубине работы виднеются животные (лев, змей и собака), нападающие на тела грешников и являющиеся аллегориями смертных грехов.

Эти картины дают подсказку относительно того, что же, на самом деле, происходит в сериале: кем являются герои и как они себя поведут. Вокруг них строились целые фанатские теории, некоторые из которых даже оказались верными. Так, на одном из фото-бэкстейджей зрители заметили, что картину Кранаха Старшего изменили для соответствия сюжету сериала, предвосхищая главный сюжетный поворот последнего сезона.

Социальные сети создателей
Социальные сети создателей

В сериале также появляются многочисленные графические изображения с библейскими и мифологическими сюжетами, картины с текстами средневековых алхимиков. Они становятся проводниками (как для зрителя, так и для героев) по сложной событийной канве.

Кадры из сериала «Тьма», 2017–2020
Кадры из сериала «Тьма», 2017–2020

Узнать больше о музыке и литературных отсылках в сериале вы можете в полной статье на нашем сайте.