Найти тему
НУАР-NOIR

Болгарский нуар под неусыпным взором Ленина

-2

В социалистическом лагере болгарское кино не было столь именитым, как польское, чехословацкое или венгерское, однако фильм «Инспектор и ночь» (21963) – это подлинный шедевр, чье значение выходит далеко за рамки «восточного блока».

Сложно сказать, чья именно это заслуга: писателя Богомила Райнова, создавшего сюжетную основу, или же режиссера Рангела Вылчанова, творчески использовавшего наследие «французского поэтического реализма» как одного из предшественников классического нуара.

В любом случае криминальная лента «Инспектор и ночь» получилась на удивление поэтической, проникнутой внутренним диалогизмом, более всего присущим творчеству Достоевского. Это как «Братья Карамазовы» только в лирических условиях «оттепели».

Как раз в указанное время и советский, и социалистический кинематограф вообще обращаются к нуарным образам. В СССР возникает «Дело пёстрых», а вот в Болгарии, которая мыслилась едва ли не шестнадцатой советской республикой – «Инспектор и ночь».

К слову сказать, когда в кадре будут возникать плакаты с Лениным, то в этом не будет никакой внутренней иронии или «фиги в кармане», коя «проглядывалась», например, у того же Вайды и т.д. Это просто плакаты, которые говорили о нравственном блике «нового человека».

Впрочем, указанная «новость» никак не хотела набирать силу. Об этом говорит хотя бы работа инспектора, который замечает: «Хочешь найти убийцу, а обнаруживаешь ворох грязного белья». Он словно персонаж из записных книжек Хэммета, который говорил, что в детективной работе нет ничего романтического.

Инспектор невольно вынужден обращаться к зрителю, так как оставлен один на один с непроглядной дождливой ночью, в которой сокрыта тайна смерти. Отравлен некто Маринов. Выясняется, что это был крайне мерзенький тип. Не то чтобы его убийце надо сказать за это «спасибо», но без убитого наша Земля стала явно лучше и чище.

В итоге перед инспектором стоит не одна, а множество дилемм. Что вновь выводит на одну из центральных тем нуара: поступить по закону и по совести – это не всегда одно и то же. Можно предположить, что Райнов был неплохо знаком с западным нуаром, на что намекают названия его романов и предпринятых экранизаций: «Нет ничего лучше плохой погоды», «Реквием по мерзавке», «Утро - ещё не день» и т.д.

Кадр из фильма «Инспектор и ночь» (1963)
Кадр из фильма «Инспектор и ночь» (1963)

Если вы не видели раньше кинокартину «Инспектор и ночь», то настойчиво её рекомендуем к просмотру, ибо это удивительное, местами даже гипнотическое творение. Опять же кроме атмосферного впечатления, таящее в себе неожиданную развязку уголовного дела.