Найти тему

Рукопожатие на переговорах. Как не загубить сделку с первых минут

Оглавление

Сначала скажу то, что вы и так знаете, а потом перейдем к остальному. Итак: первое впечатление самое важное. Надеюсь, никто не будет спорить. Тут еще можно добавить другую пословицу: у вас не будет второго шанса создать первое впечатление.

Фото с сайта Piqsels, по лицензии Creative Commons
Фото с сайта Piqsels, по лицензии Creative Commons

Нюансов много. И внешний вид, и манера разговаривать. Никуда не деться от культурных, гендерных и национальных тонкостей, особенно если переговоры ведутся с иностранцем. Но один из принципиальных этапов, которые могут повлиять едва не на половину всего первого впечатления — это рукопожатие.

Этикет и рукопожатия

Рукопожатие — универсальный жест. Есть культуры, в которых он не используется, например, у японцев и китайцев. Но и люди восточных цивилизаций, выходя на рынки за пределами страны, перенимают этот жест. Для того чтобы не возникало путаницы или недопонимания, есть правила делового этикета. Основные моменты:

  • подавать руку должен тот, кто ниже по статусу;
  • младший мужчина всегда подает руку первым, если общается с другим мужчиной;
  • мужчина не должен первым подавать руку женщине, она сама решает, хочет ли использовать этот жест;
  • женщина может сидеть во время рукопожатия, мужчина должен встать;
  • две девушки могут не использовать рукопожатий вообще, в остальном правила те же — первая подает руку младшая или подчиненная.

Это общие традиции. Однако есть некоторые тонкости:

  1. Если общаетесь с европейцами, то сейчас гендерные правила принято игнорировать. Это связано с торжеством феминизма, равноправия. В деловых условиях мужчина и женщина равны, поэтому если речь не о романтическом свидании — воспринимайте партнера без учета его пола.
  2. Если встреча происходит на вашей территории, то хозяин должен протянуть руку первым. В кафе, ресторане, любом другом нейтральном месте — тот, кто младше по возрасту или ниже по статусу.
  3. Рукопожатие сейчас принято делать стоя. Исключение для пожилых либо нездоровых людей.
  4. Если вы подходите к компании и приветствуете, то первым протягиваете руку. Мужчины должны ответить, а женщины могут просто кивнуть и улыбнуться.
  5. Если выходит выступающий перед аудиторией, пожимать руки не нужно. В идеале присутствующие должны поприветствовать его стоя, но иногда процедура заменяется аплодисментами с мест.
  6. При входе в любое замкнутое помещение первым здоровается тот, кто входит. Например, если встреча назначена в кафе и собеседник уже за столиком — нужно подойти сразу с протянутой для рукопожатия ладонью.

В некоторых культурах добавляются поцелуи. Они могут быть и между мужчинами — обычно подчеркивают дружеский либо родственный статус. Ритуал распространен, например, на Кавказе. Целуются при встрече и многие женщины. Тоже с дружеским или родственным статусом. Но в стандартном деловом общении этот ритуал не слишком уместен.

Дополнительные советы по рукопожатиям

Стандартный приветственный жест способен стать важной частью первого впечатления. Вот несколько советов по поводу рукопожатий:

Фото автора Sebastian Herrmann Unsplash, по лицензии Unsplash License
Фото автора Sebastian Herrmann Unsplash, по лицензии Unsplash License
  1. Нейтральность. Не стоит сжимать руку слишком сильно или слишком слабо, так как это может вызвать неприятные ощущения у партнера. Рукопожатие должно быть достаточно крепким, но не навязчивым.
  2. Гигиена. Перед рукопожатием следует убедиться, что руки чистые и сухие.
  3. Взгляд в глаза. При рукопожатии важно смотреть в глаза собеседника, чтобы проявить уважение и доверие.
  4. Время рукопожатия. Рукопожатие длится примерно 3-4 секунды, но не должно быть слишком коротким или слишком долгим.
  5. Поза тела. При рукопожатии следует стоять прямо, не опираясь на стену или мебель, и не склоняться к партнеру.
  6. Одна рука. Обычно рукопожатие осуществляется одной ладонью. Использование двух может быть воспринято как навязчивость или излишняя демонстрация эмоций. Хотя в некоторых культурах младшие или подчиненные подают две руки, тогда как старший — только одну.
  7. Представление. Если представляете знакомого третьему лицу, то можете подать руку обоим одновременно и произнести фразу: «Позвольте представить...». Если же вас представляют, то следует подождать, когда вам представятся и попросят рукопожатия.

Этикет не мелочи. Все, что вы скажете или сделаете на встрече так или иначе будет восприниматься сквозь призму первых секунд знакомства. Поэтому постарайтесь не испортить первое впечатление.

Читайте еще:

В Эмиратах женщины тоже управляют бизнесом и ведут переговоры
Игорь Рызов - эксперт по ведению переговоров
20 апреля 2023