Найти тему
АвиаОбоз

Туристический бум поможет европейским авиакомпаниям преодолеть экономический спад

После трех лет потрясений, включая эпидемию коронавируса и резкий рост цен на топливо после начала спецоперации России в Украине, руководители авиакомпаний столкнулись с более приятной загадкой: почему спрос растет, несмотря на усиление опасений по поводу углубляющегося экономического спада?

Фото: FT montage/Getty Images/Dreamstime
Фото: FT montage/Getty Images/Dreamstime

Британская авиакомпания easyJet во вторник стала последним перевозчиком, предсказавшим напряженное лето и повысила свои прогнозы доходов во второй раз в этом году, хвастаясь не только высокими продажами, но и готовностью пассажиров покупать дорогие билеты.

Европейские конкуренты сообщают об похожих тенденциях, и многие из них уже вернулись к прибыли, несмотря на рост инфляции и экономические трудности. Michael O’Leary, генеральный директор Ryanair, предсказал, что ожидаемое повышение цен на авиабилеты на 15% этим летом не повлияет на количество бронирований.

Руководители отрасли объясняют устойчивость спроса желанием людей вернуться к нормальной жизни и возобновить путешествия после ограничений, связанных с коронавирусом.

Спрос на авиабилеты в Европе превысил допандемический уровень

Пассажировместимость с 2016 по 2023, млн. кресел

-2

Johan Lundgren, генеральный директор easyJet, сказал, что в этом году становится все более очевидным, что люди хотят летать после того, как пограничные ограничения препятствовали путешествиям в период с 2020 по 2022 год.

«Мы видим сильную динамику бронирований, которая обусловлена тем, что расходам на отдых уделяется бОльшее внимание», — сказал он. «Исследования потребителей в последнее время показывают, что значение путешествий для потребительских расходов возросло, и это явно отражается в наших бронированиях».

Он указал на недавнее исследование, проведенное ассоциацией European Travel Commission, которое показало, что поездки — это единственные необязательные расходы, которые люди готовы нести, несмотря на экономические условия.

Опрос британских потребителей, проведенный известной аудиторской компанией KPMG в декабре, пришел к аналогичному выводу: в течение следующих 12 месяцев путешествия будут на первом месте среди необязательных расходов.

Ambrose Faulks, соуправляющий фондом Artemis UK Select в Artemis Investment Management, которому принадлежат акции easyJet, International Airlines Group и Ryanair, объяснил рост отрасли «неудовлетворенным спросом вследствие больших сбережений после эпидемии коронавируса, длительным перерывом в посещении друзей и родственников и потребности в деловых поездках».

Johan Lundgren сказал, что недавний рост цен также следует учитывать в контексте. Он сказал, что 31-процентный рост цен на билеты в последнем квартале EasyJet составил в среднем около £12, что эквивалентно стоимости пары чашек кофе и закуски в аэропорту.

«В абсолютных цифрах это не так уж и много по сравнению с другими увеличениями расходов в обществе», — сказал он. Повышение цен летом, когда билеты, как правило, значительно дороже, будет более существенным для путешественников, поскольку средняя стоимость проезда easyJet составляет £90 за билет в одну сторону.

«Несмотря на нехватку средств на другие виды расходов, люди готовы потратить сбережения и устроить себе отпуск», — сказал Greg Johnson, аналитик по путешествиям и отдыху в Shore Capital. «Вопрос заключается в том, сможет ли уровень спроса поддерживаться на таком уровне при текущих ценах?»

Отсутствии признаков восстановления сектора побудило Ben Smith, исполнительного директора Air France-KLM, объявить в этом году, что авиакомпания «перевернула страницу» в отношении эпидемии коронавируса. Однако несмотря на устойчивый спрос, компаниям все пока трудно убедить инвесторов полностью поддержать их восстановление. Акции многих крупных европейских авиакомпаний по-прежнему значительно ниже допандемического уровня, несмотря на недавний сильный отскок.

Еще до начала событий в Украине Warren Buffett называл авиацию «смертельной ловушкой для инвесторов», поскольку состояние компаний обычно тесно связано с глобальными экономическими циклами и подвержено внешним потрясениям, от стихийных бедствий до колебаний цен на нефть. Американский инвестор продал все свои акции авиакомпаний в мае 2020 года, заявив, что «мир изменился» после коронавируса.

Руководители отрасли признают, что компаниям еще многое предстоит сделать, чтобы убедить пугливых инвесторов вернуться, особенно после того, как восстановление прошлым летом было омрачено сбоями в расписаниях.

Аналитики и инвесторы заявляют, что опасения касаются вопроса, сможет ли отрасль навсегда остаться невосприимчивой к экономическому фону, а также динамике цен на нефть и растущим экологическим проблемам, включая налоги на выбросы углерода.

«Недавние колебания акций говорят вам о том, что есть уверенность в том, что летняя торговля будет здоровой», — сказал Andrew Lobbenberg, аналитик Barclays. «Но помимо этого, инвесторы, безусловно, обеспокоены макроэкономическими событиями». . . и не уверены в темпах восстановления деловых поездок».

Отрасль также вышла из пандемии со значительным долговым бременем, что вызвало споры о том, будут ли авиакомпании вынуждены обращаться к инвесторам, чтобы увеличить капитал.

Оценки основных европейских авиакомпаний по-прежнему ниже их доэпидемического уровня

Индексы на январь 2020 года = 100

-3

Так или иначе, руководители европейских авиакомпаний и управляющие фондами, которые поддерживали отрасль, считают, что ведущие игроки снова стали сильнее. Компании сегодня имеют более низкие затраты после сокращений, что позволяет им получать прибыль от нарастающего спроса и решающего летнего сезона с меньшей конкуренцией после сокращения или краха более слабых перевозчиков, говорят они.

Ограничения в цепочке поставок, в том числе нехватка самолетов, также означают, что новым участникам труднее повлиять на рынок, а действующим операторам спешить с новыми предложениями мест, что приводит к падению цен.

Chris Davies, специалист по инвестициям в Baillie Gifford, которая является третьим по величине инвестором Ryanair и владеет акциями более десяти лет, держал акции даже в самые мрачные дни эпидемии, веря, что авиакомпания будет процветать.

«Для нас удерживание Ryanair во время эпидемии коронавируса было во многом связано с тем, что они просто могли занять гораздо большую долю рынка, потому что хотели выжить, а другие выйти в гораздо худшем состоянии», — сказал он.

Ryanair, крупнейший перевозчик Европы, в настоящее время лидирует в восстановлении отрасли, но его акции на 10% ниже допандемического уровня, несмотря на то, что компания нацелена на увеличение доли рынка.

Michael O’Leary из Ryanair сказал, что ожидает, что европейские авиакомпании будут «переоценены» в конце этого года после «резкой переоценки» сектора инвесторами. Но его оптимизм сопровождался предупреждением об уязвимости сектора к внешним потрясениям и это отпугивает некоторых инвесторов.

«Я надеюсь, что нас ждут два-три года относительно стабильного пассажиропотока и достаточно стабильных цен», — сказал он. «Но все может испортить топливо, или исландский вулкан, или где-то война и чума».

Источник: Financial Times

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале