Найти в Дзене

Как менялось образование со времен СССР по нынешние дни

Образование связанно с нами непосредственно с самого рождения и не заканчивается до самой смерти. Человек обучается всю свою сознательную жизнь. И Все мы часто слышим фразу «В наше время было лучше», ненароком задумываясь, а правда ли это . Если в плане общественной жизни информацию можно найти в интернете, то что касается образования, об этом почти нет никакой скомпилированной информации, и я собираюсь изучить все возможные источники, и узнать: Легче ли было учится раньше нежели сейчас?

Для начала определим, с каким временем мы будем свести сравнение, я считаю что лучше всего на эту роль подойдет времена Советского Союза, так как именно в это время уже существовали некоторые понятия об обучении, а также с этого момента времени прошло достаточно для сравнительной характеристики.

Критерии оценивания

· Анализ проведения экзаменов (Устный экзамен и ЕГЭ)

· Анализ доступности знаний

· Анализ предоставления знаний учителями

· Опрос населения с помощью Яндекс.Форм

Анализ проведения экзаменов

В данном случае речь идет про ГИА и устный экзамен. В первую очередь хочется рассказать про устный экзамен, разобрать все его плюсы и минусы

Плюсы:

· Вопросы известны заранее, и ученик знает к чему готовится

· Нахождение с своей школе, так как все учителя уже знакомы, это уменьшает стресс ученика во время экзамена, что позволяет сосредоточится на сдаче экзамена

· Экзамен можно сдать с помощью эрудиции и фантазии

· Экзамен сдается каждый год, что обеспечивает лучшую подготовленность ученика

Минусы:

· Исход экзамена зависит от личных симпатий и настроения учителя, что может ухудшить ситуацию с поступлением

· Нет общей системы оценки, и из за этого утрудняется поступление в престижные ВУЗы

· Можно ответить на все вопросы из билета, но завалить экзамен из-за доп.вопросов

· В каждом учебном заведении присутствовали свои вступительные экзамены, из-за чего приходится либо готовиться к нескольким экзаменам, или ограничится одним

Я разобрал минусы и плюсы устного экзамена, теперь перейдем к разбору ГИА, в частности ЕГЭ

Плюсы:

· ЕГЭ дает возможность действительно поступить на бюджет без взяток даже в престижные вузы;

· ЕГЭ обеспечивает единый подход ко всем выпускникам (иногда бывают выпадения из правила, но это исключения);

· ЕГЭ действительно практически исключило списывание;

· ЕГЭ имеет систему и результат не зависит от отношения преподавателя.

Минусы:

Исходя из общественного мнения можно выделить следующее:

· Общество придало этому испытанию слишком большую важность. Теперь все – оценка труда преподавателей и их зарплата, знания учащихся, финансовые вложения родителей, нервы всех – зависит от того, как ребенок сдал ЕГЭ.

· Если ранее цель была человеко- и народообразующей, то теперь основная задача – поднатаскать к ЕГЭ. Теперь в старших классах только этим и занимаются.

Вывод

Из сказанного выше можно сделать вывод, что в системе контроля образования произошел значительный рывок, теперь можно сдать один экзамен, и при достаточном уровне знаний поступить в престижный вуз на бюджет

Анализ доступности знаний

Добывать знания – это важнейшая часть обучения, ученик должен не только найти информацию, но уметь ее обработать, усвоить и правильно преподнести их, давайте изучим, как раньше добывали знания

Всем известно что раньше все знания добывали из книг, у библиотек буквально выстраивались очереди, за неимением других источников информации люди читали, это несомненно плюс. в СССР даже была создана самая разветвлённая в мире библиотечная система, насчитывавшая 150 тысяч библиотек. Это огромный массив знаний, но большинство книг не поставлялись или были запрещены. Чтобы подготовится к сдаче экзамена или проекта, ученику требовалось днями проводить время в библиотеке. В наше время найти нужную информацию стало гораздо проще, стоит всего лишь зайти в интернет. Это значительно увеличивает эффективность, но также значительно ухудшает процесс запоминания, зачем? Ведь всегда можно найти в интернете. Во время СССР такого не было, ведь вся информция добывалась с тяжким трудом, и не знаешь когда она еще пригодится. Можно сказать, что в советскую эпоху борьба за правильные приоритеты духовной культуры людей велась по всем необходимым направлениям. И более, чем удачно.

Вывод:

Основываясь на этом можно сделать вывод, что сейчас легче добыть знания, но эти знания не остаются в памяти надолго, а в СССР знания добывались сложнее, но запоминались гораздо сильнее

Анализ предоставления знаний учителями

Известный педагог-новатор Виктор Шаталов говорил:

«В послевоенные годы в СССР возникла космическая, поднялась оборонная промышленность. Все это не могло вырасти из ничего. Все основывалось на образовании. Поэтому можно утверждать, что наше образование было неплохим».

Пройдемся сначала по плюсам

· Фундаментальность и разносторонность знаний

Несмотря на то, что в советской школе выделился мощный ряд ведущих предметов, среди которых был русский язык, биология, физика, математика - изучение дисциплин, дающих системное представление о мире, было обязательным. В результате ученик покидал школьную скамью, имея практически энциклопедические знания.

· Наличие стимула и вовлеченности в учебный процесс

Сегодня педагоги бьют тревогу: у школьников отсутствует мотивация к учебе, многие старшеклассники не ощущают ответственности за собственное будущее. В советское время создать мотивацию удавалось благодаря взаимодействию нескольких факторов:

o Оценки по предметам соответствовали полученным знаниям. В СССР не боялись ставить двойки и тройки даже за год. Статистика по классам, конечно, играла роль, но не имела первостепенное значение. Двоечника могли оставить на второй год: это был не только позор перед другими детьми, но и мощный стимул взяться за учебу.

o Система шефства и опеки в СССР была неоспоримым преимуществом. Слабый ученик не оставался один на один со своими проблемами и неудачами. Отличник брал его под свое попечение и занимался, пока двоечник не добьется успехов.

o Равные условия для всех. Общественный статус и материальное положение родителей ученика никак не влияло на результаты в школе. Все дети находились в равных условиях, учились по одной программе, поэтому дорога была открыта для всех.

o Упор не только на обучение, но и на воспитание. Советская школа охватывала свободное время ученика, интересовалась его увлечениями. Секции, внеурочные занятия, которые были обязательными, почти не оставляли времени на бесцельное времяпровождение и порождали интерес к дальнейшему обучению.

Совокупность указанных факторов порождала огромный стимул к учебе, без которого советское образование не было бы таким эффективным.

· Требования к педагогам и уважение к профессии

Педагог в советской школе – это образ с высоким социальным статусом. Учителей уважали и относились к их профессии как к ценному и общественно значимому труду

Итак, советское образование базировалось на трех основных «китах»

• энциклопедические знания, достигаемые путем разностороннего обучения и синхронизации сведений, получаемых в результате изучения различных предметов;

• наличие мощного стимула у детей к учебе, благодаря патернализму и бесплатным внешкольным занятиям;

• уважение к учительскому труду и институту школы в целом.

Поговорим об недостатках, которых можно было избежать и ранее:

· Упор на теорию, а не на практику.

· Низкий уровень обучения иностранным языкам

· Отсутствие доступа к зарубежной литературе.

· Отсутствие домашнего образования и экстерната

Мы разобрались с преподаванием в СССР, теперь стоит разобраться с нынешним преподаванием. Согласно многим исследованиям, качество российского образования значительно отличается от образования развитых зарубежных стран. Российская система образования включается в себя определенные структуры и стандарты.

Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.

Сперва посмотрим на плюсы:

· Многообразие школьных знаний, широкий спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают широким кругозором.

· Активная социальная система в школах позволяет ученикам налаживать контакты со сверстниками, выстраивать с ними дружеские отношения, а также правильно держаться в коллективе и вежливо общаться со старшими.

· Выпускники российских школ имеют возможность поступить в престижное учебное заведение на бюджетную основу, чтобы в будущем получить высокооплачиваемую работу.

· Изучение информатики также начинается с начальных классов, что помогает школьникам ориентироваться в мире современных технологий.

Обилие положительных сторон отечественного образования не исключает и недочеты, которые все чаще обсуждаются и критикуются людьми.

· Несмотря на большой спектр знаний по различным предметам, современная система образования основана все-таки на общих стандартах. То есть главной целью не является развитие конкретного ученика. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую имеют необъективное значение.

· Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных заведениях страны.

· В некоторых колледжах и техникумах система обучения студентов значительно устарела и стала неактуальной. В таких случаях педагоги предлагают студентам абсолютно ненужный обучающий материал.

· В высшие учебные заведения студенты приходят в основном для того, чтобы получить диплом, а не сами знания. Во многих ВУЗах активно процветает коррупция.

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод что современное образование в России стремительно развивается и с каждым днем приобретает различные нововведения. Однако это не исключает того факта, что отечественное образование отстаёт на шаг от цивилизованных стран и нуждается в новых реформах.

СССР
2461 интересуется