Найти тему
Кавказ Сегодня

Подвиг прихожан старинного Ставропольского храма

В Новоселицкое селение в 1812 году пришла беда — сгорела единственная в округе деревянная церковь

Верующим приходилось ездить за десятки километров на воскресную службу, покрестить младенца, обвенчать молодых или проводить по православным правилам в последний путь усопшего.

Лишь спустя 8 лет, изволением и благословением архиепископа Астраханского и Кавказского, здесь приступили к строительству каменного прихода. Согласно храмоиздательской грамоте от 6 марта протоиерею Василию Мухину ввелена в благочиние церковь во Имя Преображения Господня. Строительство прихода в классическом Грекорусском стиле было завершено в 1825 году, а в августе здесь прозвучали первые церковные песнопения.

Храм стал центром православной жизни всего округа, его благолепием и реликвиями приезжали восхититься паломники со всего Кавказа. Особую ценность представляла собой афонская икона Божией Матери «Милующая» и трехсвечник в позолоте, который передала на Ставрополье императрица Александра Федоровна. Обители, которые в народе славились чудесным исцелением младенцев, вызывали у верующий императрицы и матери болеющего наследника русского престола особый трепет.

Более века храм был наполнен молитвой, спокойствием и размеренной православной жизнью. В 1937 году радикальная атеистическая идеология добралась и до Новоселицкого округа. Колокола сняли и отправили на переплавку. Храм закрыли, стали вывозить церковные утварь и священные книги. Вдова Мерзликина, которая после смерти мужа находила успокоение в молитве, не могла смотреть, как разрушают храм, где она венчалась с мужем, а потом провожала его в последний путь. Каждый день, в сумерках, Дарья пробиралась к храму и на тачке вывозила реликвии. Местные мужики помогли ей сложить шалаш на окраине села, который определили перед властями как оборонительное сооружение и приглядывали за дорогой, пока Мерзликина спасала святыни православия. А когда прошёл слух, что храм собираются разрушить, прихожане за одну ночь помогли отважной вдове снять все благолепие. Спрятали почти 100 килограммов ценного инвентаря в ямах, лесополосах и огородах.

Когда большевики пришли окончательно стереть православие с новоселицкой земли, вход собой заслонил Никита Шуропов. Его арестовали и сослали на Урал. В Нижнем Тагиле Никита Константинович принял мученическую смерть. А храм советская власть так и не разрушила. В 1943, когда гонения на церковь ослабли, православные открыли засов, стали доставать из тайников реликвии и возвращать в храм. Вернулась в свою обитель чудодейственная икона, трехсвечник императрицы, сохранился расписанный московским художником в 1907 алтарь, а на люстре вновь зажглись свечи.

Благоустройством главного Новоселицкого прихода занялся внук того самого Шуропова. Он установил деду-мученику поклонный крест на территории храма, вымостил паперть, отремонтировал ограду. На пожертвования прихожан отлили колокола, отреставрировали внутренние интерьеры. Сейчас старинный храм, как и 200 лет назад, наполнен молитвой и верой. Сюда, как и мечтала императрица, привозят младенцев к великой иконе Божией Матери «Милующая».

фото: Павел Львов.  РИА Новости

Валерия Поддаева