Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Веллингтон. Железный герцог

Герцог Веллингтон, 1814 год.
Герцог Веллингтон, 1814 год.

Масштаб личности герцога Веллингтона настолько велик, что втиснуть ее в рамки крохотного очерка почти невозможно. А хочется. Как не вспомнить победителя при Ватерлоо, родившегося как раз в этот день – 1 мая, год 1769.

Герцогом Веллингтоном он стал после победы в войне на Пиренейском полуострове и до сражения при Ватерлоо. А так звали этого английского аристократа Артур Уэлсли. И ничто в его молодости не предвещало великого будущего. Не старший сын, а значит и не носитель титула. По мнению матери, еще и бестолковый.

Куда податься бестолковому младшему члену аристократической фамилии? В армию. В конце XVIII века служба в армии Великобритании не пользовалась большим почетом. Военный флот – другое дело. Но армия? Фи.

Артур Уэлсли попал в армию не просто так, купив офицерский патент (так уж повелось в английской армии, там чины покупали, а не заслуживали). Нет, он два года (с 1785 по 1787) проучился в военном училище во Франции. Тоже своего рода показатель отношения к армии в Англии – даже выучиться на офицера негде.

В 1787 году Уэлсли становится младшим офицером. В 1793 году покупает патент подполковника. Денег на покупку ему выдал старший брат, крупный политик, член парламента.

Генерал-майор Уэлсли, 1804 г., Индия.
Генерал-майор Уэлсли, 1804 г., Индия.

И тут Уэлсли наконец получает и командирский, и боевой опыт. Во-первых, ему под команду дается 33-й пехотный полк. Уэлсли подходит к командованию нестандартно. Он относится к своему полку именно как к полку, а не как помещик к поместью. Он реально занимается подготовкой своих солдат – дело почти невиданное для британской армии того времени. Удивительно и то, что командир знал в лицо своих сержантов и даже рядовых.

Во-вторых, в 1793 году Великобритания предпринимает небольшую сухопутную операцию против революционной Франции. 33-й полк отправляется воевать в Голландию. Война закончилась для англичан плохо, но Уэлсли, по крайней мере, понял, как не надо воевать.

Дальше была Индия и первое самостоятельное командование. В 1796 году 33-й полк во главе с уже полковником Уэлсли прибывает в Калькутту. Следом в 1798 году туда же прибывает новый генерал-губернатор старший брат Уэлсли.

Братья относились друг к другу без особой теплоты, но здесь на окраине империи им поневоле пришлось сойтись и работать в тандеме. Губернатор взял полковника себе в военные советники. И при возможности давал ему самостоятельное командование.

Британия тогда вела колониальные войны против различных индийских князей. В этих войнах Уэлсли и оттачивал свое военное мастерство, неизменно одерживая победы и обретая уверенность. В 1802 году он становится генерал-майором.

Это уже величина, это уже ступенька к славе полководца. Правда никто на родине или в Европе всерьез не принимает талант отличившегося в колониальных войнах генерала. Наполеон так тот вообще в день сражения при Ватерлоо бросит в адрес Веллингтона «сипайский генерал». Дескать, чего там бояться? Но к тому времени этот «сипайский генерал» разобьет всех маршалов Наполеона в Португалии и Испании.

Ф. Гойя. Портрет Веллингтона, испанский период.
Ф. Гойя. Портрет Веллингтона, испанский период.

В августе 1808 года генерал-лейтенант (чин получен в том же 1808 году) Артур Уэлсли высаживается с небольшой армией в занятой французами Португалии. Формально генерал не был командующим. При армии находилось еще два генерал-лейтенанта, получивших это звание раньше. Однако они как бы самоустранились, предоставив руководить войсками на поле боя молодому коллеге.

И он руководит! 17 августа одержана первая победа. 21 августа вторая. Униженные поражением французы генерала Жюно вынуждены эвакуироваться из Португалии. Условия эвакуации (наимягчайшие!) им продиктовали старшие генерал-лейтенанты. Уэлсли вынужден согласиться, хотя мог рассчитывать на более впечатляющую и славную победу.

Возмущенное мягкими условиями капитуляции правительство Великобритании отзывает всех генералов из Португалии, заменяет Уэлсли на Джона Мура. Это могло бы стать концом толком не начавшейся карьеры. Однако на Пиренеи двинулся сам Наполеон с маршалом Сультом. Они так прижали англичан, что их армия едва успела эвакуироваться морем. Сам Мур погиб в январе 1809 года.

Артур Уэлсли и авторитетный парламентский деятель Каслри осаждают Георга III с проектом новой экспедиции в Португалию. Король соглашается. И весной 1809 года Уэлсли получает второй шанс – он снова в Португалии.

На этот раз генерал-лейтенант единственный и главный. Он устраивает армию по своему усмотрению. Его навыки еще полкового командира всё тщательно прорабатывать и готовить на посту командарма вырастают пропорционально.

Лучший кино-Веллингтон. Кристофер Пламмер в фильме С. Бондарчука "Ватерлоо".
Лучший кино-Веллингтон. Кристофер Пламмер в фильме С. Бондарчука "Ватерлоо".

В Пиренейскую кампанию Уэлсли смог сколотить настоящую и – главное – победоносную армию. Под Ватерлоо он жалел, что с ним нет его ветеранов пиренейской войны, с ними бы он чувствовал себя уверенней.

Пиренейская кампания достаточно сложна для краткого изложения. Армии двигались туда-сюда. То наступали, то отступали. Их было несколько с одной стороны (Уэлсли и испанцы) и с другой (армии разных маршалов Наполеона). И союзники действовали не всегда согласовано, и французские маршалы уподоблялись лебедю, раку и щуке. Для нас важен итог.

Артур Уэлсли выиграл несколько крупных сражений. Он не упирался оставлять за собой поле боя. Бывало, отбив все атаки противника (Массена при Бусако), Уэлсли не стеснялся отступить. Свойство хорошего полководца, по словам Веллингтона, «Знать, когда нужно отступить, и не бояться сделать это».

Он знал. Он отступал, чтобы развернуться, ударить и наступать снова. Все «испанские» маршалы Наполеона, даже лучшие из них – Массена, Сульт, ничего не могли сделать с армией Уэлсли.

Она как бульдог вцепился мертвой хваткой в задницу Империи и не разжимала зубов. Ни когда Наполеон губил одну армию в России в 1812 году, ни когда он бился насмерть в Германии в 1813 году, ни когда выскребал последние резервы для боев на территории Франции в 1814 году.

Фактор Испании – одна из составляющих коалиционной победы над Наполеоном. И роль Веллингтона в этом факторе велика, а, пожалуй, и определяющая. Пять лет он висел на хвосте у императора и ни разу не ослабил хватки. После этой окончательной победы Уэлсли и становится герцогом Веллингтоном.

Герцог Веллингтон при Ватерлоо. Картина 1890 года.
Герцог Веллингтон при Ватерлоо. Картина 1890 года.

Прежде, чем идти дальше, два слова о «железном» герцоге. Почему «железный»? Я выделю две версии. Первая: так его назвал маршал Ней на поле боя под Ватерлоо, когда его конница раз за разом разбивалась о британские каре. Внутри одного из каре стоял Веллингтон.

Вторая: в 1830-х годах Веллингтон занимал пост премьер-министра и активно противодействовал принятию нового избирательного закона, чем вызвал не просто критику в свой адрес, а ненависть населения. Люди забрасывали его окна камнями. И тогда на окна установили железные ставни.

Как по мне, так более красивая первая версия. Тем более, что имя Веллингтона навсегда связано с битвой при Ватерлоо 18 июня 1815 года. О ней написано так много толстых книг, что я сомневаюсь, нужно ли здесь писать хоть что-то! Только итог: союзники победили, Наполеон проиграл.

Впрочем, шансов остаться императором даже в случае победы у Бонапарта, на мой взгляд, не было никаких. Зато Веллингтон не стал бы «железным герцогом» и легендой Великобритании. Они сошлись на поле боя только раз, и англичанин победил. С оговорками, с кивками на ошибки Наполеона, на явившегося к вечеру Блюхера, но победил! Значение имеет только счет на табло.

Ватерлоо – вершина славы и карьеры Веллингтона. Здесь герцогу было 46 лет. После сражения он прожил еще 37. Но рассказывать о них скучно. Герцог занялся политической деятельностью, но, во-первых, она в описании гораздо скучнее военной, во-вторых, Веллингтон как политик гораздо слабее, чем как полководец.

Скажем лишь одно. Веллингтон или просто Герцог, как его тогда называли (живая легенда!), скончался 14 сентября 1852 года. Похороны его были по максимуму торжественными. Королева Виктория плакала весь день.

PS. Да, еще один момент! В 1818 году Александр I произвел Веллингтона в генерал-фельдмаршалы. Так что мы с полным основанием можем отнести герцога к российским фельдмаршалам.

Книга в тему: