Найти тему

"Дама с горностаем" Леонардо да Винчи

Герцог Миланский, Людовико Сфорца, заказал этот портрет. На ней Леонардо изображает шестнадцатилетнюю любовницу Сфорца Сесилию Галлерани (Сфорце было под тридцать). Она смотрит направо, как будто ее внимание привлекло что-то за рамкой картины. Она выглядит уравновешенной и знающей, что является исключительным для молодой леди такого нежного возраста. Слегка застенчивая улыбка, кажется, говорит о ее уверенности в своем положении при дворе и знании силы ее врожденной красоты. Она держит горностая, носителя меха, который использовался в гербе Сфорца. Горностай был символом чистоты, и его включение, вероятно, символизировало верность Сесилии герцогу.

Гениальность Леонардо в этой работе очевидна в том, как он уловил сложность психологии своего натурщика. Действительно, ее поза и жест в три четверти были нетрадиционными для портретной живописи того времени. Научное изучение Леонардо человеческого тела, его движений и выражений, между тем, позволило ему передать тонкие человеческие оттенки, которые интригуют зрителя и приглашают его в интимный ментальный мир предмета. Как сказал искусствовед Сэм Лейт: "Посмотрите на картину по-настоящему внимательно, и вы увидите, что в ней действительно есть само дыхание жизни...просто отвлекся на шум, пойманный в живой момент ... ".

В 2014 году Паскаль Котт, французский ученый, завершил трехлетнее исследование картины, в ходе которого Котт обнаружил, что она была завершена в три отдельных этапа. Котте обнаружил, что первая версия Леонардо была простым портретом (без животных). Во второй был маленький серый горностай. На третьем животное превращается в большого белого горностая. Комментируя исследование Котте, историк Лоренца Муньос-Алонсо пишет: "Герцог, который был покровителем и защитником да Винчи в течение 18 лет, получил прозвище "белый горностай". Развитие картины может указывать на растущее желание пары подтвердить свои отношения более публично. Трансформация горностая - от маленького и темного до мускулистого и белого - также может указывать на желание герцога создать более лестный "портрет " [своей любовницы] ". Также широко распространено мнение, что горностай был включен, чтобы скрыть тайную беременность Сесилии, которая позже родила сына Сфорца - Чезаре.

Деревянная панель маслом - Музей Чарторыйского, Краков, Польша