Итак, мы получили пару по физике. Идем домой. Что сказать маме? Что я тупой, ничего не понимаю, и надо было бы еще с начала года лучше слушать на уроках?
Ну как бы так. Намного безопаснее сообщить, что двойки-тройки почти у всех, учительница плохо объясняет, задачи контрольной не похожи на те, что решали в классе. В общем – виноваты все, кроме нас.
Теперь представим, что мы получили пятерку. Захочется ли нам в этот раз сообщить: «Да, вопросы легкотня, почти у всех пятерки, я не готовясь решил».
Ну уж нет. Если случилось что-то хорошее - то благодаря нашим усилиям. А проблемы - вина внешних обстоятельств. Это классическая ошибка атрибуции. Говоря упрощенно - мы трактуем события в свою пользу.
Ошибка известна. Сохранилась в ходе эволюции, так как пользы от расстроенных нюнь, увлеченных самокопанием немного. Легкий эгоизм для выживания выгоднее. Мол, виновата погода, а завтра я всех порву.
Ошибка помогает нам не унывать после временных, единичных неудач.
Только раньше милая эгоистическая упертость могла повредить лишь самому человеку. А теперь от отдельных людей зависит судьба многих.
Компания получила рекордную прибыль? Ну какой директор скажет: «Да мне просто повезло. Год выдался урожайным». Нет, руководитель думает, что великолепен лично он.
Поэтому пик сделок M&A приходится на период экономического роста. Компания растет за счет общего подъема рынка, а руководитель приписывает успехи себе. Решает развивать бизнес дальше. Результат - лишь 17% сделок закачиваются ростом капитализации объединенных активов.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
мой телеграм-канал с самыми актуальными постами: https://t.me/marketpsy
подкаст: https://nmolchanov.mave.digital/
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - лучшая деловая книга 2022 года в России по версии PWC.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Wildberries, Litres, книжный магазин за углом и торренты