Найти тему
Арт-бук

4891 день. Поездка в Шахматово, Тараканово, Боблово (часть 4)

Привет!

Начало здесь:

4894 дня. Поездка в Шахматово, Тараканово, Боблово (часть 1)
Артбук "5000 лет до пенсии"29 апреля 2023
4893 дня. Поездка в Шахматово, Тараканово, Боблово (часть 2)
Артбук "5000 лет до пенсии"30 апреля 2023
4892 дня. Поездка в Шахматово, Тараканово, Боблово (часть 3)
Артбук "5000 лет до пенсии"1 мая 2023

Сегодня - про комнату Бекетова Андрея Николаевича, деда поэта; я совсем немного рассказывала про него в части 1.

Он был основоположником русской биологической школы, ректором Санкт-Петербургского университета (1876-1883), одним из основателей Высших женских курсов, секретарём Вольного экономического общества.

Дружил с Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, И. И. Мечниковым. Среди его учеников - К. А. Тимирязев.

Приведу цитату из книги его дочери Марии Андреевны Бекетовой "Александр Блок. Биографический очерк":

Весь облик отца был симпатичен и обаятелен. Доброта, высокое благородство, искренность, детская непосредственность и доверчивость составляли главные черты его привлекательного характера. Живой, горячий, ласковый, он был всеобщим любимцем не только в собственной семье, но и в родне жены. Любили его и товарищи-профессора и еще более студенты и ученики, которых у него было великое множество. Даровитость его проявлялась и в научных работах, и в чтении лекций, которые привлекали массу слушателей. Он говорил на трех языках, рисовал карандашом и пером, сочинял своим детям веселые сказки, которые тут же и иллюстрировал бойкими, смелыми рисунками.

Она же в "Шахматово. Семейные хроники" пишет:

Темперамент у него был сильный, но без всякой наклонности к патологии, и при этом большие семейные наклонности. В 50 лет он сохранил прекрасную мужественную фигуру, держался прямо, был неутомимый ходок. Его привлекательность происходила главным образом от выражения лица - открытого, доброго и вообще симпатичного.
...Он был веселый, нежный отец, всегда готовый не только потакать всем шалостям своих детей, но даже сам иногда в них участвовать.

Она с большой любовью рассказывает и о характере отца, и о его деятельности.

Будучи ректором, он очень трепетно относился к студентам. В то время студентов считали неблагонадедежными, радикальными, Андрей Николаевич же пытался их уберечь, хлопотал о них перед полицией.

Из книги "Шахматово. Семейные хроники":

Большинство студентов любило и уважало отца за его смелость, доброту и горячее отношение к их интересам. Ведь он был не только всегда доступный и доброжелательный ректор, но также и инициатор многих полезных начинаний, касавшихся студентов. Он выхлопотал им многие льготы по части корпоративного начала, устроил дешевую студенческую столовую и библиотеку. Нечего говорить, что он часто ссужал их деньгами - по большей части без отдачи. Не довольствуясь всеми этими конкретными действиями, отец выступал в качестве защитника студенчества и в печати на страницах газеты "Голос", считавшейся в то время очень либеральной. Он же написал обширную статью о положении студентов.

Для студентов он у себя организовывал еженедельные субботние вечера.

Интересно, что он преподавал ботанику сыновьям Александра II Сергею и Павлу. На именины царская семья ему подарила серебряный сервиз и большую золотую табакерку с крупными бриллиантами - впоследствии эти дорогие вещи часто закладывали.

Я уже упоминала, что благодаря Андрею Николаевичу для женщин открыли возможность получать высшее образование. Но курсы назвали не Бекетовскими, а Бестужевскими. В книге М. А. Бекетовой "Александр Блок. Биографический очерк" даётся объяснение этому: в высших кругах у Андрея Николаевича была репутация Робеспьера.

А. А. Блок в "Автобиографии" пишет о дедушке:

Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий.

***

Комната Андрея Николаевича была самая солнечная, что его радовало. Про обстановку - цитата из "Шахматово. Семейные хроники":

В комнате отца стоял между окнами старый письменный стол ясеневого дерева с зеленым сукном и двумя ящиками без колонок, подаренный каким-то приятелем в первые годы его женитьбы. У противоположной стены была кровать и большой умывальный стол с двумя тазами и кувшинами, как принято было в нашей семье. В углу была большая печка, за дверью стоял ясеневый шкап для белья против него у свободной стены диван без дерева, обитый белым с розовым ситцем. Несколько кресел красного дерева, очень удобный соломенный стул с ручками у стола и большое зеркало в простенке довершали убранство комнаты.
-2
-3
-4
-5

Мемориальные вещи из усадьбы: письменный стол, письменный прибор (принадлежал прапрадеда А. А. Блока), настольная лампа, прикроватная тумбочка, зеркало, 2 кресла.

Продолжение:

4890 дней. Поездка в Шахматово, Тараканово, Боблово (часть 5)
Артбук "5000 лет до пенсии"3 мая 2023

***

Мой коллаж дня:

-6