Найти в Дзене
Звенимир

Сегей Колесников. Человек-праздник

Ушёл Сергей Колесников, человек-праздник, талантливый русский артист. Высшие силы решили не растягивать время его пребывания на Земле. Очень жаль. 68 лет - это не возраст по нынешним временам для артиста. Впереди ещё могло быть много интересного.

Сергей Валентинович как-то всё же легкомысленно относился к своему здоровью. Он был такого богатырского здоровья, что казалось оно неисчерпаемо. Но оно вот так взяло и в одночасье закончилось.

Сейчас все будут вспоминать-поминать, цепляться за его сериальные роли в "Мелочах жизни", "Дальнобойщиках", "Петербургских тайнах". Ещё все будут конечно же вспоминать "Фазенду", озвучку Бонда, и всякие там "крепкие орешки". Надо же как-то представить человека... Но это всё как-то слишком мелко для представления размаха его широкой личности. Он был очень разносторонним человеком, очень любил жизнь. И умел жить. Жить и радоваться отпущенному времени.

Сергей родился в близмосковье. Вырос в посёлке Москворечье, что на Каширке. А потом жил в районе Речного вокзала. С детства мечтал об актёрской профессии. Он был заточен только на это, и ничего не желал себе другого. Ещё в школе он потрясающе читал стихи Маяковского. Да он и похож был на Маяковского: метр девяносто ростом, невероятно громкий природный голос. Когда Сергей стоял и говорил рядом с тобой, то твоё тело вибрировало от децибелов, а когда он свой обычный голос повышал, то тогда уже лампочки в подъезде тухли. Какая-то иерихонская труба, а не голос!

С. Колесников. 1979. Кинофильм "Своё счастье"
С. Колесников. 1979. Кинофильм "Своё счастье"

Кстати, если бы наше кино в 80-е годы задумало бы снимать фильм про Маяковского, то Сергей Колесников - это было бы прямое попадание в цель. Правда Маяковский реальный был довольно депрессивный персонаж, а Колесников был очень весёлым человеком. Но он бы сдюжил и прекрасно бы сыграл неулыбчивого поэта. Жаль что такого не случилось.

А ещё Сергей неплохо владел гитарой и писал какие-то невероятные баллады. Правда они были такие мрачные и декадентские по молодости лет. Помнится, что сколь интересные гармонические повороты и переброски в разные тональности у него были. Модуляции и модуляции, и какие-то дикие рывки голоса вслед за модуляциями. И он настолько живо изображал героев. Это было настоящее актёрское пение. Куда всё это раннее творчество его подевалось. Наверно всё уничтожил не сочтя важным и нужным.

Из слов нечто вспоминается:

"Это последний припадок, это последний рывок, больше не будет загадок, видишь как я не высок. Видишь угрюмые лица, видишь предсмертный намёк. Надобно переселиться. Всё тебе ясно дружок..." Вот такой был в творческом авторском пении Серёга Колесников в конце 70-х.

А ещё у него была чудовищно длинная баллада "Солдат и ворон". Как ворон на поле боя сидит и ждёт когда умрёт солдат, чтобы выклевать ему глаза и потом заняться его телом. И длиннющий, такой прямо былинный разговор птицы и умирающего воина, минут на 10-15. Сергей всё актёрски точно обрисовывал своим громобойным голосом. Он даже когда тихо и вкрадчиво пел, всё равно получалось громко.

Пытался он тогда с бардами якшаться. Поякшался, попел, поучаствовал и провалился с головой в театр. Барды его явно не ждали. А может просто не вдохновили.

"Только вдвоём". Сергей Кротов. 1976
"Только вдвоём". Сергей Кротов. 1976

Сергей от души осыпал контрамарками на мхатовские премьеры и спектакли в то время. Помнится, новая постановка "Сталеваров". Олег Николаевич Ефремов видно подошёл к зеркалу и увидел, что он и Евстигнеев в свои 55 лет вышли из комсомольского возраста, и открыл дорогу молодым. Колесников взял роль Ефремова, Д. Золотухин (Младопётр Первый) роль Евстигнеева. На другие роли позвали Лёшу Каюрова (который ещё не стал батюшкой), молодую Проклову и бывшую сергееву жену Аллу Каштанову и других. Получились настоящие по возрасту комсомольцы. Апофеозом пьесы было когда Колесников сотрясая криком своды нового мхатовского дворца, сшибая с потолка юную штукатурку, садится за рычаги бульдозера и сносит пивную палатку у завода, где был рассадник алкоголизма. Это было конгениально сыграно. Публика рыдала. И стёб и не стёб. Всё по-настоящему.

А какой прекрасный спектакль был "Деньги для Марии". Христианская пьеса В. Распутина. Мария растратила деньги, её муж Кузьма по крупицам собирает деньги, чтобы выручить жену и не оставить семью и четырёх детей без матери. Сергей был с бородой, и выглядел как настоящий колхозник. Марию играла его бывшая жена Алла Каштанова. Это было сыграно трогательно и глубокочувственно. Когда надо было для роли он мог быть и таким.

Почему-то мало упоминают о его других браках. Ясно дело, он нашёл большое счастье в лице Марии Великановой. Хотя и тяжело вживался в ритм этой элитной архитекторской семьи. Как сам говорил: "Чувствовал себя бобиком на подстилке на пороге крутой мажорной великосветсткости". Но Сергей к 26 годам был уже дважды женат. Первый раз женился в 18 лет на школьной подружке. Но молодые попели соловьиные трели друг другу, ао потом чувства молодецкие истончились и сморжопились за год до нуля. А потом был студенческий брак с Аллой Каштановой. Они оба были учениками С. Пилявской и В. Богомолова. Этот брак продлился года четыре, но в итоге отношения зашли в тупик. Хотя это совсем не мешало вытаптывать обоим мхатовскую сцену ещё долгое время. Пока Алла не уехала в Мексику.

-4

Помню ещё рассказы Сергея про уникальный спектакль МХАТа "Мастер и Маргарита", где он играл Мастера. Маргариту играла А. Вертинская. Спектакль сыграли в Чехословакии на гастролях, после чего высокое руководство запретило его на главной сцене ведущего театра. Дескать, пусть только на аномальных сценах Таганки эта антисоветчина живёт.

Как-то встретил я его на Кутузовском проспекте. Он показал дом где теперь обитает, и сказал, что всё теперь у него замечательно. Покурили, поболтали и расстались надолго. Последний раз встретились в Зале Чайковского на юбилейном вечере МХАТа. Я там работал в обслуге, а Сергей пел свои песни. И это уже были не декадентские песни, а песни из его режиссёрского спектакля во МХАТе "Нечаянная радость".

Стоит сказать, что альбом с зонгами к "Нечаянной радости" вышел в начале 2000-х. Но Сергей успел записать на "Мелодии" за год до её закрытия в 1990 году другой альбом "Смотри мы на подходе". Пластинка на виниле с таким лейблом это было просто нереально круто для того времени.

Как-то не хочется Звенимиру писать о Сергее Колесникове в своём фирменном некроложном стиле - типа от люльки до могилки с перечислением званий и заслуг в кино. Вспоминаются какие-то его прикольные истории типа того как он на своих первых съёмках в Заполярье в 1976 году на картине "Только вдвоём", где играл главную роль, многократно за водкой летал на вертолёте. Сидели там в юртах на морозе, а вертолёт был чем-то вроде такси.

Жаль мало его снимали молодым в советское время. А ведь и красавец был и актёр мастеровитый какой. Ну этак с десяток советских фильмов в его фильмографии еле наберётся. Всё время поглощал МХАТ. И он как кочкопрыгающий тетерев перескакивал с помещения в помещение. У МХАТа тогда было три сцены: на Тверском, на Камергерском и на ул. Москвина. А благородный МХАТ в 2011 году взял и выпер Сергея Валентиновича из своих рядов. Ибо стал уже чисто коммерческой организацией. Подумаешь 35 лет человек отдал его сцене.

-5

Ещё вспоминается смешная история про то как оставив двоих сыновей на родительские плечи, Сергей с женой умотали на пол-года в Америку. Точней думали что на пару недель, но застряли там капитально. Да ещё и не звонили особо. И вот отец Марии Великановой, архитектор театра Н. Сац и многого другого, спрашивает у них: "Ну, вы вообще возвращаться-то собираетесь? Или там понарожали уже других детей?".

До народного артиста Сергей не дослужился, умер заслуженным. Но орден за заслуги перед Отечеством 2 степени во МХАТе заработал.

Светлая память артисту. Спи спокойно, Валентиныч.

Альбом С. Колесникова "Смотри мы на подходе"