По данным Trip.com Group, крупнейшей в Китае платформы для планирования путешествий, с осени 2022 года количество заказов на посещение храмов и экскурсий выросло на 310 %.
Главным образом, людьми, стоящими за недавним всплеском интереса к буддистским храмам, являются миллениалы и представители поколения Z, рожденные после 90-х и после 00-х в Китае. На эту возрастную группу приходится более половины бронирований.
Как говорят многие ребята в Вэйбо - посещение храма это отличный способ "замедлиться", собраться с мыслями и хотя бы на короткий срок выйти с "крысиных бегов" обычной офисной жизни.
Некоторые видят в этом очередное развития некоторых общественных движений, таких как "пусть все сгниет" 摆烂 (bǎilàn) и "лежать плашмя" 躺平 (tǎngpíng). Люди в своем порыве сбежать от стрессов устремляются туда, где они могут получить утешение и поддержку вне зависимости от их социальных заслуг и статуса - в храм.
Чем заняться в храме?
В храмах молодежь предается медитации, жжет благовония, присутствует на службах... а также чиллит, делает селфи и попивает кофе.
Звучит не очень по-буддистки, не так ли?
В сети тоже многие осуждают этот тренд, особенно люди консервативные, которые считают, что храм это не место для веселого чиллинга с друзьями.
Однако, судя по всему многие монахи не столь радикальны. Вероятно они надеются, что молодежь, сбежавшая от городской суеты, решит задержаться в храме на подольше и переосмыслит что-то в своей жизни.
И, вероятно, чтобы они задерживались на подольше, монахи в храмах разрешили открывать кофе-шопы прямо на территории храмов. Это не шутка, это действительно так.
Но это еще не все.
Если просто посидеть и попить кофе в храме недостаточно, то можно снять себе комнату послушника за 500 юаней в день (около 5 тыс. руб.) и поучаствовать в монашеской жизни - убирать храм, покормить местную живность, поучаствовать в ритуалах.
Звучит неплохо, особенно для тех, кто хочет обновить контент для соцсетей.
Однако, есть множество молодых людей, которые записываются в храмы волонтерами и делают действительно много работы для монахов, а не для Сяохонгшу (китайский инстграм).
Критицизм
Реакция на этот тренд была не однозначной: были критические замечания, направленные против молодых людей - их обвиняли в отказе от своих социальных обязанностей и уклонении от ответственности в реальной жизни.
В статье, опубликованной в государственной газете "Пекинские новости", под названием "Пропуск уроков, отсутствие мотивации, просто сжигание благовоний" критиковались молодые люди за то, что они полагались на молитвы и побег от реальности, чтобы почувствовать себя лучше, вместо того, чтобы реальным трудом реально улучшить свою жизнь.
Писатель Лю Цзао писал:
«Молитва богам и буддам ненадежна […] настоящий ключ к изменению своей судьбы — это вы сами».
Такая реакция, возможно, вызвана растущим негодованием по поводу того, что все больше молодых людей отказываются от изнурительной трудовой культуры страны и не соблюдают социальные ожидания в Китае.
Читая это помните - Китай это светская страна, где на всю религию смотрят сквозь пальцы, но не одобряют.
Кстати, в Китае уже много лет существует такой термин, как 佛系 (fóxì). Перевести его можно примерно как "типа буддист". Сейчас он уже не связан с религией, а больше используется, как слэнговое выражение наподобие "чиллить" или "познавать дзен".
А Вы уже познали дзен?
Хотели бы видеть кофе-шоп в церкви? Может почилить денек рядом с батюшкой? :)
Пишите свои мысли в комментарии.