Voivod это одна из самых старых метал групп Канады, основанная аж в 1982 году. Как и большинство метал-групп того времени, они начинали как спид/трэш метал группа, но вскоре перешли в прогрессивный метал и более менее закрепились в прогрессивном звучании. Со слов коллектива, на их звучание оказало влияние увлечение британским хэви металом, хардкор-панком, а так же прогрессивным роком. Из четырёх оригинальных участников трое были студентами факультета физики Монреальского университета: гитарист Piggy (Denis D'Amour), барабанщик Away (Michel Langevin) и басист Blacky (Jean-Yves Thériault). Позже к ним присоединился вокалист Snake (Denis Bélanger). Лирика Voivod как правило посвящена футуристической тематике, хотя нечто более панкушное тоже встречается. И кстати, название группы – очень русское, я бы сказал, воевода же!
Стоит сразу сказать, что Voivod это одна из тех групп кто способен привлекать весьма разную аудиторию и то что вам в их творчестве больше понравится во многом зависит от вашего музыкального бэкграунда. И если вы думаете, что здесь будут нахваливаться самые ранние работы и критиковаться дальнейшие – уж извините, но будет ровно наоборот, мне совсем не интересно их до-проговое творчество.
War And Pain (1984)
Как я уже выше обозначил, мне такая музыка вообще не интересна, но я постараюсь обозначить содержание первых трёх альбомов более нейтрально. На своём дебютнике Voivod играли практически то же самое, что и Metallica и Slayer на своих дебютниках годом ранее, да и ранние работы Venom тоже можно вспомнить. Но, справедливости ради, уже здесь заметно, что Voivod тяготели к более необычному звучанию чем их коллеги по ремеслу, так что задним числом уже тогда можно было предположить, что на слишком долго в строгих рамках традиционного метала Voivod не задержатся.
Rrröööaaarrr (1986)
Развитие идей дебютника. Чуть более продвинуто и трэш метально, но всё ещё на той же волне. Ну и название альбома это, очевидно, откровенный стёб.
Killing Technology (1987)
Тут я не смогу промолчать и скажу, что мне этот альбом остро не понравился и с лёгкостью занимает последнее место в моём личном рейтинге их дискографии. Большинство фанатов вроде бы как считают, что это был большой шаг вперёд для группы, но как по мне, то оно звучит просто ужасно. Так или иначе, к радости одних и негодованию других, на этом тот самый Voivod заканчивается и группа вскоре начнёт играть совсем другое музло.
Dimension Hatröss (1988)
С точки зрения исторической ценности и влиятельности, это самый важный альбом Voivod. Piggy наконец-то изобрёл свой фирменный, уникальный стиль звучания... которое стало самым первым образцом диссонанщины в метале. Конечно, сейчас непривычно видеть слово диссонанщина в одном предложении с трэш метал группой, оно плотно закрепилось за дэт и блэк металом, но всё должно где-то начинаться, не правда ли? Не смотря на уход на прогрессивную территорию, трэш метала здесь тоже много, так что альбом как правило положительно воспринимается всеми фанатами. Вне всяких сомнений, один из лучших альбомов Voivod. Так же, начиная с этого релиза Voivod показывают себя как отличная кавер-группа. И да, здесь оно ещё скромно – всего лишь переигрывание заглавной темы из мультика про Бэтмена в качестве дополнительного трека для CD версии альбома, но даже это и то звучит хорошо.
Nothingface (1989)
Альбом который не только поставил Voivod на международную сцену, за пределами канадского андерграунда, но и стал самым коммерчески успешным метал-альбомом на момент выхода. Успеху альбома помог удачный кавер на Pink Floyd. Музыка Nothingface продолжает идеи Dimension Hatröss, но звучит несколько менее трэш метально. Более того, такой комментарий наверное не понравится многим консервативным фанатам, но лично мне здешний выдвинутый вперёд, немного фанкушный бас отдалённо напоминает о Korn 90-ых, так что я бы даже назвал Nothingface одним из далёких предшественников прихода ню-метала в середине 90-ых. А так, я бы сказал, что Nothingface не так удачно прошел испытание временем как Dimension Hatröss, но это тоже определённо хороший альбом.
Angel Rat (1991)
Единственный альбом группы который не имеет отношения к метал музыке. Тут важно помнить, что это были 90-ые – время тотальной смерти трэш метала, многие группы пытались как либо менять своё звучание чтобы спастись от этой гиблой потери интереса к трэшу среди металистов и хоть как-то остаться на плаву. Voivod здесь предприняли весьма радикальный шаг и ушли в нечто между психоделическим роком и хард роком. Согласно самой группе, они здесь во многом ориентировались на своих земляков Rush и даже здешний продюсер и тот от Rush. Крайне закономерно, альбом разделил фанатов на два лагеря, но своя фан-база у него всё же имеется. Хотя лично мне толком неинтересны ни Rush, ни это. Blacky остался недоволен сменой стилистики, поэтому покинул группу сразу же после выхода альбома.
The Outer Limits (1993)
Voivod возвращаются в метал, но не как прог трэш группа, а как прог хэви. Можно сказать, что The Outer Limits был для Voivod почти что как "черный альбом" для Metallica – многим старым фанатам не нравится более лёгкое и коммерческое звучание, но успех альбома абсолютно неоспорим и с лёгкостью является одной из их лучших пластинок. И как на Nothingface, The Outer Limits вновь отличился наличием удачного кавера на Pink Floyd. Нельзя так же не отметить 17-минутную Jack Luminous. К этому моменту Voivod ещё не успели найти себе нового басиста, поэтому все партии бас-гитары записал сессионный музыкант Pierre St-Jean. В 1994 году Snake покидает группу.
Negatron (1995)
В 1994 году в группу приходит Eric Forrest, в качестве поющего басиста. Группа вновь сменила стилистику, на этот раз записав нечто между своими ранними работами и популярным тогда грув металом. На мой взгляд, Negatron попал в ловушку смерти трэша и был неудачной попыткой усидеть сразу на двух стульях: оно было слишком консервативно для своего времени, но и слишком новомодно для тех фанатов кто тогда не потеряли интереса к трэш металу и не приняли новых тенденций в тяжелой музыке. В итоге, оно как-то ни рыба, ни мясо, хотя своя аудитория у Negatron тоже всё же имеется. Ну и нельзя не сказать, что при Эрике звучание Voivod в целом было более агрессивным, как по вокалу, так и по музлу.
Phobos (1997)
Парни учли ошибку Negatron и на этот раз записали более прогрессивный альбом, толком без трэша, но и не без немного грувистости. Phobos достаточно сильно отличается от остального творчества Voivod, это более тягучая и по космически мрачная работа, но и при этом с агрессивностью и грязностью предшественника. Дела группы были тогда не очень, поэтому в год выхода альбом остался практически незамеченным, но теперь существует не малая прослойка людей которые считают Phobos лучшим альбомом Voivod и, как на мой вкус, это действительно их лучшая пластинка. На альбоме имеется ещё один годный кавер, на этот раз на King Crimson, но я бы советовал поискать radio edit версию кавера, она куда лучше. На песне M-Body засветился тогдашний басист Metallica, Jason Newsted, вместо Эрика. Так или иначе, вне зависимости от того что вы думаете об этом альбоме в контексте всей дискографии Voivod, Phobos считается общепринятым лучшим релизом из двух альбомов с Эриком.
К сожалению, вскоре началась очень затяжная черная полоса в истории группы. В 1998 году Eric Forrest попадает в дорожно-транспортное происшествие. Авария не была летальной, но состояние Эрика было достаточно тяжелым. Но что ещё хуже так это то, что его страховые агенты попытались каким-то образом свалить вину на Voivod, в результате чего юридические разборки дополнительно усложнили существование группы.
Voivod (2003)
В 2001 году Jason Newsted уходит из Metallica в Voivod, в этом же году к канадцам возвращается вокалист Snake. Мне кажется, что на этом альбоме канадцы пытались вернуться к нечто в духе The Outer Limits, но в процессе что-то пошло не так и альбом получился весьма так себе. Ну и немного с примесью альтернативы – влияние времени, видимо. Вообще, нулевые считаются общепринятым худшим периодом для Voivod, но как по мне, то этот альбом ещё не настолько плох как ряд следующих.
Katorz (2006)
Примерно то же самое, что и предыдущий, только убрали прог метал и стало больше навеяно панк-роком. Сильно омрачает ситуацию так же то, что Katorz стал для Piggy посмертным альбомом, он умер от рака кишечника в 2005 году. Это так же последний альбом с участием бывшего басиста метлы.
Infini (2009)
Смерть Piggy стала тяжелым ударом, ведь он был главной движущей силой группы. Это повлекло за собой ряд изменений в составе: в 2008 году новым гитаристом стал Chewy (Daniel Mongrain), так же в группу возвращается басист Blacky. Материал нового альбома целиком и полностью состоял из разного периода ранее незадействованных риффов и демок оставленных Piggy, так что это можно считать его вторым посмертным альбомом. Видимо то, что материал состоял целиком из ранее отбракованных идей оказало своё прямое влияние на качество, сделав Infini наименее популярным релизом Voivod. Стоит отдельно отметить прошлое Chewy: у него была своя прог дэт группа Martyr, он записал один альбом вместе с Gorguts и он недолго был концертным гитаристом для Cryptopsy – таким образом видно, что он всё время играл в более мудрёных дэт метал группах, Voivod стал для него сменой стилистики в сторону менее экстремальной метал музыки.
Target Earth (2013)
Первый альбом где Chewy впервые попробовал себя в Voivod в роли композитора. Часть фанатов называют Target Earth триумфальным возращением, но как по мне, то оно всё ещё плохо, черная полоса для группы продолжается. По неизвестной причине, в 2014 году Blacky выгоняют из группы, новым басистом становится Rocky (Dominic Laroche).
Post Society (EP) (2016)
А вот это где действительно начинается триумфальное возращение! Группа возвращается к стилистике альбомов Dimension Hatröss и Nothingface, Chewy на удивление очень точно влился в манеру игры Piggy. Конечно же, оно всё же заметно что риффы Chewy имеют свой специфический окрас, да и звучание бас-гитары Rocky отличается от всех предыдущих басистов группы, но это всё скорее делает материал только лучше. Забавно, что Voivod понадобилось так много лет чтобы вернуться к той стилистике продолжение которой от них так многие ждут. А ещё, давненько не было крутых каверов, тоже давно пора – на этот раз на Hawkwind. Если вы вдруг прошли мимо этого релиза поскольку это мини-альбом, а не полноформат, то многое упустили – такой миник, получше многих альбомов.
The Wake (2018)
Альбом выдержан в том же ключе, что и миник Post Society. Как на мой вкус, миник был чуток лучше, но в целом, эти релизы можно считать продолжением одним другого и они очень близки к друг другу как по общему звучанию, так и по примерному уровню годности. Чувствуется, что Chewy всё время до Voivod играл в техникал/прогрессив дэт метал группах, интенсивность сложных и заковыристых мелодий достаточно высокая. Мозаика последнего трека – единичный подобного рода эксперимент в дискографии Voivod, да и вообще, весьма редкое явление, по крайней мере в метал музыке. А так, хорошая работа, но не настолько хорошая чтобы потеснить наиболее удачные работы прошлого.
The End Of Dormancy (EP) (2020)
Продолжение банкета, на этот раз это небольшой эксперимент – в один альбомный трек с The Wake добавили партии саксофона. Переосмысление песни получилось весьма интересным, лучше оригинала, я бы сказал. Помимо новой студийной версии, на релизе так же присутствуют две концертных записи: всё тот же The End Of Dormancy, тоже с саксофоном, а так же одна песня с Nothingface. В некотором смысле, данный релиз больше тянет на сингл чем на мини-альбом, но это вовсе не значит, что здесь нет ничего достойного внимания.
Synchro Anarchy (2022)
Про этот альбом я уже ранее писал в статье про лучшие метал-новинки 2022 года. Относительно редкость, но иногда случается так, что музыканты записывают одну из своих самых сильных пластинок в поздние дни карьеры. Вот и Voivod умудрились в прошлом году выпустить один из числа своих наиболее сильных альбомов. Стилистически, оно продолжает то как они звучат с 2016 года, но на этот раз получилось более хитово и разнообразно.
А ещё, мне повезло и я в этом году смог увидеть их в живую, к тому же как раз когда они ещё в ударе после серии удачных релизов. Было круто и играют очень задорно, совсем не по возрасту.
Morgöth Tales (Compilation) (2023)
Альбом перезаписанных треков, треклист состоит из песен изданных с 1983 по 2003 год, включая пару очень редких треков. Компиляция выйдет 21 июля. Для перезаписи пары песен даже подключили Eric Forrest и Jason Newsted. Что из этого выйдет? Поживём – увидим. Ну и сетлист концерта на котором я побывал во многом перекликался с треклистом этого будущего релиза, видимо решили сделать рекламу релизу таким образом.