Они ничего не меняют. Судьба, в лице автора, подарила им возможность прикоснуться к прошлому, а они... Просто проживают вторую жизнь. В лучшем случае, заколачивают деньги.
Я понимаю, почему они так популярны. Более того: я писал об этом феномене отдельную статью: советую прочитать, если вы её пропустили, иначе что-то может быть непонятно.
Но на этом ли был построен концепт «попаданцев» изначально? Нет! Изначально это было так: если История дала тебе шанс, им нужно воспользоваться. Тот самый мем про «АК, Высоцкого и командирскую башенку», конечно, преувеличение, но направление было именно такое.
И это хорошо
Потому что такой «попаданец» — это хороший пример, поведенческая модель. Что ты, вот лично ТЫ, обычный человек, можешь что-то изменить. В прошлом, будущем или параллельном мире — неважно: главное само понимание того, что это возможно.
Если не бояться риска, работы по 25 часов в сутки и револьвера в руках.
Об этом, впрочем, на канале уже писал мой коллега, с которым я, в целом, согласен.
А чему человека учат «попаданцы» бытовые, не считая околонулевой художественной ценности, о которой ниже? Да ничему хорошему. Тому, что ничего не изменить. Живи, как жил, готовься к испытаниям судьбы по мере сил и молись, что пронесёт. Вот и вся мораль.
Художественной ценности тоже нет
Что главное в книге? Уникальный мир. Как создать уникальный мир, если попаданец во времени, собственно, попадает во время, в уже имеющееся и ни разу не уникальное прошлое?
Да очень просто. Попаданец вырезает уникальный мир сам, своим влиянием на Историю. Что будет, например, если в России начала XVIII века выживет Пётр Второй, появятся паровые машины и нарезные пушки?
Колоссальные изменения в истории будут. И так везде. Подавляющее большинство «клссических» попаданческих книг уникальный мир создают. Так или иначе.
А «бытовые» попаданцы не создают ничего. С тем же успехом этот человек мог и впрямь попасть в наше прошлое, и мы бы не заметили никакой разницы. Ну, ещё один токарь/слесарь/пилот, всё. Или и того не будет, если, как это нынче модно, «попадёт» в своё молодое тело.
И ценность, соответственно, тоже нулевая, ибо мир не уникален.
Есть ли исключения?
Есть. Но их можно пересчитать по пальцам руки нарисованного нейросетью фрезеровщика.
Но даже в них автор, медленно но верно, начинает рукой героя вносить изменения. Маленькие или большие, пусть даже только в непосредственной близости от героя, как в романе «Конторщица» (А. Фонд), или очень медленно «раскачиваясь», как в «Председателе».
На последний был обзор. Рекомендую.
А у «простых» бытовых попаданцев шансов нет никаких. Это, на мой взгляд, не литература, а перевод бумаги на дешевую ностальгию, и причины описаны выше. Моё мнение таково, ваше же я был бы рад увидеть в комментариях.
Подписка, лайк, комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)