Найти в Дзене

Повесть "Не отрекаются любя", автор Диляра Гайдарова, глава 5

Автор: Диляра Гайдарова    Глава 5   - Тамара, милая моя, я очень, очень хочу детей. Наших общих детей. Десять лет я жду, когда же ты мне скажешь, что ты беременна. Я знаю, что ты так и не смогла меня полюбить, но ты меня почитаешь и уважаешь, как мужа. Ты отличная мать для наших девочек и прекрасная хозяйка. Мне не к чему придраться. Если у тебя есть какие-то проблемы со здоровьем, я отвезу тебя в город к врачу. Да, что в город?! Поедем в Кисловодск, Ессентуки и Железноводск к самым лучшим врачам. Только не отказывай мне в счастье быть отцом.    - Хорошо, Алеша, поедем в город к врачу. Я согласна.    -Завтра же с утра и поедем. Отпросись на завтра с работы. Я сейчас на полевые участки съезжу. Сама знаешь - посевная в самом разгаре. Поеду, дам указания и задания, а завтра с утра и поедем с тобой в город. Алексей, собравшись, уехал на работу. Тамара, покормив девочек и поев сама, отправилась вместе с ними в школу.    «- Господи, как мучительно любить, так тошно быть любимой» - думала

Иллюстрация скачена в сети Интернет
Иллюстрация скачена в сети Интернет

Автор: Диляра Гайдарова 

 

Глава 5

 

- Тамара, милая моя, я очень, очень хочу детей. Наших общих детей. Десять лет я жду, когда же ты мне скажешь, что ты беременна. Я знаю, что ты так и не смогла меня полюбить, но ты меня почитаешь и уважаешь, как мужа. Ты отличная мать для наших девочек и прекрасная хозяйка. Мне не к чему придраться. Если у тебя есть какие-то проблемы со здоровьем, я отвезу тебя в город к врачу. Да, что в город?! Поедем в Кисловодск, Ессентуки и Железноводск к самым лучшим врачам. Только не отказывай мне в счастье быть отцом. 

 

- Хорошо, Алеша, поедем в город к врачу. Я согласна. 

 

-Завтра же с утра и поедем. Отпросись на завтра с работы. Я сейчас на полевые участки съезжу. Сама знаешь - посевная в самом разгаре. Поеду, дам указания и задания, а завтра с утра и поедем с тобой в город. Алексей, собравшись, уехал на работу. Тамара, покормив девочек и поев сама, отправилась вместе с ними в школу. 

 

«- Господи, как мучительно любить, так тошно быть любимой» - думала она по дороге в школу. Её жизнь на бытовом уровне была отлично налажена: свой дом, хозяйство, работа, прекрасный муж, лапочки – дочки. Отсутствие общих детей не угнетало её, а даже иногда радовало. 

 

Как сильно хотела она родить Дианку от Фархада, так не хотела рожать она от Алексея. Но сколько веревочке не виться, рано или поздно наступает конец. В начале их брака она предохранялась, не хотела сразу заводить детей. Думала, что надо пожить пока для себя, а потом уже не хотела. Её было достаточно двух дочек. Она никогда не делала разницы между дочерьми. Обеих любила, лелеяла и холила. И если бы не настойчивые уговоры и просьбы Алексея, она бы так и не собралась рожать ребенка. «Раз он так просит, так настаивает на рождении нашего общего ребёнка, так тому и быть. Что Бог не делает - всё к лучшему. Завтра поедем к врачу, подлечусь малость, а там посмотрим, даст нам Бог детей или нет». 

 

Третий урок подходил к концу, когда в дверь кабинета русского языка и литературы, где преподавала Тамара, постучался и заглянул директор школы Дмитрий Константинович. 

 

- Тамара Александровна, отпустите детей по домам и приходите ко мне в кабинет. Уроков больше сегодня не будет. 

 

Из-за громких криков – «Ура!» - это закричали школьники, радуясь отмене занятий, она не расслышала, что дальше сказал директор школы. 

 

- Хорошо – хорошо, Дмитрий Константинович, сейчас я подойду. 

 

Дав детям задание на дом, и отпустив их восвояси, она, прихватив с собою классный журнал, чтобы положить его в учительскую, со спокойной душой зашла в кабинет к директору. 

 

- Слушаю вас, Дмитрий Константинович. Ой, и вы здесь, Борис Михайлович, здравствуйте! Какими судьбами к нам в школу пожаловали? 

 

- Здравствуй, Тамара. Я, понимаешь ли, за тобой приехал. Домой тебе надо поехать, да девок своих прихвати с собою. 

 

- Что случилось, Борис Михайлович? 

 

- Председатель стоял перед нею с низко опушенной головою, переминаясь с ноги на ногу, словно провинившийся ученик, не зная с чего начать разговор. 

 

- Домой ехать тебе надо, Тамара. 

- С мамой моей, что ли что-то случилось? 

 

- Нет – нет с вашей мамой всё нормально, Тамара. А вот Алексей… 

 

Борис Михайлович тяжело вздохнул, не смея поднять на неё глаза. 

 

- Что, что случилось с Алексеем?! 

 

Не молчите, Борис Михайлович?! Не молчите, говорите! Что с Алексеем?! 

 

- Нету, нету больше нашего Лёхи, Тамарочка. 

 

Борис Михайлович сел на стул и расплакался, как ребенок. Тамара кинулась к дверям. Она бежала по всей деревне в одном платье, не чувствуя пронизывающего холодного мартовского ветра. Казалось, все их большое село собралось в их небольшом дворе. Люди расступились, пропуская её вперед. Его положили в зал на диван. Нигде, ни кровинки, одежда чуть запачкана, да на левом виске большой синяк. Казалось, что он прилег отдохнуть и заснул. Кто-то приобнял её за плечи. 

 

- Крепись, Тамара. Царствия ему небесного, пусть земля ему будет пухом! Слезы полились из глаз. Она рухнула перед ним на колени. 

 

- Алеша! Алеша! Милый мой, не бросай меня. Умоляю тебя, не бросай! Как же я жить без тебя буду! 

 

Её еле оттащили от него. А дальше она ничего не помнит. Как его купали, одевали, как укладывали в гроб. Только отрывки воспоминаний, как цветные картинки вспыхивали перед глазами. Помнит осипший голос председателя, рассказывающий как погиб Алексей. Он возвращался домой, спешил к ней, чтоб подготовиться к завтрашней поездке в город. На повороте машину занесло в кювет и он, шофер с многолетним водительским стажем, не справился с управлением и машину несколько раз перевернуло. Он умер не сразу, еще был жив, когда мимо проезжал на своем допотопном УАЗике председатель, который и привез его, уже мертвого домой. 

 

- Он просил тебе передать, Тамара, чтобы ты не о чем не жалела, была счастлива и берегла дочек. 

 

Рыдания душили ее. Жизнь, как и тогда с Фархадом, перевернула свою страницу. Она поделилась на жизнь с Алексеем и без него. С ним она была как за каменной стеной, а без него сиротой. Так одиноко, как в те, послепохоронные дни она себя никогда до этого не чувствовала. Даже дочки не могли скрасить её безутешное горе. Как в тумане она доработала до конца учебного года. В доме всё давило на нее, всё угнетало, все напоминало об Алексее, всё дышало им, а когда ничего не остается кроме памяти, воспоминания приносят ужасную боль. 

 

- Надо мне уехать отсюда, Антонина Петровна – поделилась как-то мыслями Тамара со старой женщиной, заменившей ей здесь мать, ставшей надежной помощницей и подружкой. – Не могу больше здесь жить. Как-будто давит что-то на меня и гонит отсюда. 

 

- Да куда ж ты горемычная моя поедешь? Кто и где тебя ждет? У матери места нет, там сестра с семьей живет, а у тебя своих двое. 

 

- Я думаю дом обменять на квартиру в городе. В школе всегда учителя нужны, да и дочкам моим в городе жить и интересней и полезней будет. 

 

Как задумала, так и сделала. Описав свой дом в объявлении, и указав адрес и телефон, она разослала его по нескольким газетам, в надежде на быстрый обмен. Но клиентов все не было, а продать дом в деревне тогда в 84 году было очень сложно. Но однажды ей пришло письмо с предложением обменять трехкомнатную квартиру на ее дом. Всё бы ничего, но квартира эта находилась в городе Махачкале. Поначалу Тамара испугалась – незнакомый город, не единой родной души, а потом, подумав, решила, что это прекрасная возможность начать жизнь сначала. «Свои воспоминания я положу в сундучок и закрою его на несколько замков, чтобы хоть чуточку стало легче. Раз не везет мне в жизни, то это знак свыше. Хватит с меня любви и замужеств. Мне есть, для кого жить и работать. Я постараюсь жать своим дочерям все самое лучшее. Так хотел Алеша, так захотел бы и Фархад». Она поехала в Махачкалу. На автовокзале ее встретила пожилая супружеская пара. После осмотра квартиры, которая очень понравилась Тамаре, у них состоялся разговор. 

 

- Мы не хотели уезжать отсюда, но наш сын – военный и он перебрался жить с семьей в Пятигорск. Постоянно зовет нас к себе. Кроме сына у нас детей больше нет. Истосковались мы по внукам, поэтом и решили переехать. 

- Фруктов здесь много и дешево, а самое главное это люди. Наверно нигде у нас в стране нет такого скопления уважительных, честных, порядочных и просто хороших людей. Здесь чужого горя не бывает. 

 

В этом Тамара сама убедилась, когда приехала на нанятом грузовике с вещами. Все соседи, не только с её подъезда, но и с других, как по команде вышли, и стали помогать разгружать и заносить в квартиру мебель, баулы и чемоданы с одеждой, бесчисленные ящики с книгами, посудой, бельем. А потом, уже, после того как все вещи были занесены в квартиру, женщина из соседней квартиры пригласила её на обед. Первый раз в жизни Тамара ела такое вкусное блюдо под названием – даргинское чуду. 

 

- Господи, Хадижат, как вкусно! Я никогда в жизни не ела такого вкусного пирога. Вы обязательно должны меня научить его готовить. 

 

- Обязательно научу, Тамара. И не только чуду готовить. Ещё вы должны попробовать наш дагестанский хинкал. Он бывает нескольких видов – толстый, тонкий, мелкий и всякий- всякий. У каждой национальности свой вид хинкала, как и свой вид чуду. А вы когда-нибудь ели сушеное мясо? 

 

Нет. А что это такое? 

 

- Это такая вкуснятина, обязательно вас угощу. 

 

С соседкой по этажу Тамаре крупно повезло. Они с Хадижат были почти ровесницами, на год она была старше Тамары. Только в отличие от Тамары, Хадижат была разведенной женщиной. От этого брака у нее было двое детей, четырнадцатилетний Расул и девятилетняя Аминка. 

 

- Сначала я очень плакала и переживала, когда он бросил меня с детьми и ушел к другой. Расулу было всего семь лет, а Аминке и того меньше. Как мне было трудно, не передать словами. Иной раз я думала – всё, умру. Но ты знаешь, Тамара, когда Аллах закрывает перед человеком одну дверь, он автоматически открывает другую. И наше счастье, если мы найдем это дверь. 

 

- Это действительно, правда, Хадижат. Безвыходных ситуаций не бывает. 

 

- От бабушки мне осталась эта двухкомнатная квартира, родители понемногу помогают, они у меня пенсионеры. Держат корову, да огородик небольшой свой есть. А мы с тобой коллеги. Я физику и математику в школе преподаю. Как раз вместе будем на работу ходить. 

 

- Как это вместе? Я ведь ещё не устроилась? 

 

- У нас в школе как раз одна молоденькая учительница замуж вышла в Дербент, а это значит, что место свободно. Так что мы с тобой завтра с утра и пойдем. 

 

Тамара даже не думала, что устроиться на работу будет так легко. Сделав в квартире косметический ремонт, она расставила все вещи по местам. Квартира сразу приобрела уютный вид. На окна она повесила красивые атласные занавески, поверх тонких тюлевых, а на кухне у неё был кружевной рай. Ещё раньше, живя в Томузловке, Тамара выучилась вышивать занавески, салфетки и скатерти, постельное белье на ножной швейной машине способом « ришелье» и теперь у неё на кухонном окне красовались ажурные занавесочки, а стол украшала красивая кружевная скатерть. 

 

- Тамара, и это всё ты сама вышивала?! Да теперь у тебя заказов целое море будет! Ты знаешь, как у нас в Дагестане девочкам приданное готовят?! Завтра же на работе всем расскажу, какая ты у нас рукодельница! – с восхищением говорила Хадижат, разглядывая работу Тамары.- Да с такими руками, ты никогда не будешь сидеть на одной зарплате! 

 

Продолжение здесь... https://dzen.ru/media/id/6446febc85446f66f83b1715/ne-otrekaiutsia-liubia-644dc1ceebd38f7a89b96b59