При дислексии развития имеет значение, какая рука у ребёнка является ведущей – левая или правая. Потому что дислексия у левшей и правшей может проявляться по-разному.
Однако практика Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что у некоторых леворуких детей дислексические трудности обычно выражаются намного сильнее.
А значит, им труднее даются чтение и письмо, да и в целом они хуже усваивают новый материал. Одновременно с этим у них острее протекают психоэмоциональные кризисы, что, естественно, негативно сказывается на общем состоянии.
Это связано с тем, что ребёнок-левша, выполняя все действия левой рукой, активно стимулирует правое полушарие мозга.
Из-за этого формируется рассогласованность в работе мозга и может значительно ухудшаться ситуация с обучением и поведением. Особенно это касается леворуких детей, у которых с рождения доминирующим является левое полушарие мозга.
Более того, гиперфункция правого полушария подавляет созревание и функциональную активность левого полушария, поэтому у левшей проявляются более остро все дислексические трудности.
В частности, они намного чаще сталкиваются с такими проблемами, как:
- головные боли во время чтения;
- повышенная плаксивость (в первую очередь у мальчиков);
- сложности с переключением внимания и длительным его удержанием;
- высокий уровень утомляемости при выполнении письменных работ;
- рассеянность на уроке;
- агрессивность и протестное поведение;
- неправильный захват ручки/карандаша и крайне неразборчивый и неаккуратный почерк. Потому что левша во время письма просто вынужден выворачивать руку, иначе он просто не увидит, что пишет. А отсюда – дополнительные моторные трудности, повышенная утомляемость к монотонной нагрузке, неправильная осанка и психоэмоциональная неустойчивость.
Отличие левши от правши заключается ещё и в том, что для успешной коррекции дислексии леворукому ребёнку может быть предложена смена пишущей руки с левой на правую.