Найти в Дзене
KinoGeek

Все эпизоды "Чёрного зеркала": от худшего к лучшему

Оглавление

"Чёрное зеркало" - одно из главных провокационных шоу на сегодняшний день. Проект Channel 4, позже выкупленный Netflix, стал настоящей взрывной сенсацией, разговаривающей со зрителями на все так волнующие их общественные вопросы: в основном связанные с технологиями. Как они влияют на нас? Какое, в теории, нас с вами может ожидать будущее, если дать технологиям захватить контроль над миром? А какие социальные проблемы из-за технологий существуют уже сегодня? Да и вообще, могут ли они приносить пользу? Обо всём этом и повествуют пять сезонов "Чёрного зеркала". Каждый эпизод сериала - совершенно новая отдельная история, не связанная с предыдущей (разве что небольшими пасхалками для самых глазастых зрителей), и почти все серии имеют свой определённые визуальные стили, атмосферу, колорит и дух повествования. И в преддверии шестого сезона я хотел бы расставить по местам все эпизоды этого замечательного шоу. Да, этот сериал вышел настолько разноплановым, что практически у всех зрителей есть свои разные любимые эпизоды, посему тут я решил поделиться своим мнением насчёт каждой серии, и выяснить, какой эпизод по наполнению вышел самым лучшим, а какой - самым худшим

В списке нет интерактивного фильма "Брандашмыг", поскольку это больше эксперимент самих Netflix, целиком и полностью завязанный на новой технологии просмотра кино, а не серия "Чёрного зеркала"
Данная статья представляет собой мнение автора, которое может отличаться от вашего. Поэтому - без негатива в комментариях. К дискуссиям же я всегда открыт

22. "Рэйчел, Джек и Эшли-Два" (5 сезон, 3 серия)

Последний эпизод "Чёрного зеркала", который полноценно ушёл в массовость. Эта история повествует нам о том, какие внешние проблемы и внутренние тараканы есть у наших любимых звёзд, что на самом деле представляет собой закулисная сторона шоу-бизнеса, однако поданы все эти темы так скучно, так дёшево, так по-детски наивно, что волей-неволей есть желание как можно быстрее промотать этот эпизод. У "Эшли-Два" нет своей колоритной атмосферы, этот эпизод даже не разговаривает со зрителями насчёт каких-либо интересующих нас вопросов, по сути дела весь час хронометража мы наблюдаем банальную девчачью историю, будто сбежавшую из-под пера раннего Nickelodeon, где технологии вообще затесались где-то на второстепенном плане. Даже концовка в итоге вышла чересчур смазанной, приторной и розовой. "Чёрное зеркало" никогда не смотрело на мир через призму розовых очков, но, увы, в этой серии сериал поступил ровно наоборот

-2

21. "Металлист" (4 сезон, 5 серия)

На самом деле у этого эпизода был свой огроменный потенциал: показать разрушенный и депрессивный антиутопический мир, уничтоженный в результате страшной закадровой войны, эдакий "Безумный Макс" от мира телевидения, плюсом к этому можно было подкрутить мощную историю о выживании. Однако авторы серии пошли по самой ленивой тропе: "Металлист" - это невероятно простой и дешёвый по постановке сурвайвал, который вообще никак не связан с тематикой сериала. Нет, сама идея над стёбом роботизированных собак компании Boston Dynamics конечно имеет место быть, как и неплохой чёрно-белый стиль этой серии, но что помимо этого есть в "Металлисте"? Лишь дешёвая и унылая постановка, прямолинейное и скучное повествование, затянутый хронометраж (и это при том, что данная серия - самая короткая во всём сериале, хронометражем в 41 минуту) и максимально ленивая и предсказуемая концовка. Такое ощущение, будто Netflix нужен был какой-то проходной эпизод после череды отличных, и всё пошло ровно по плану

-3

20. "Момент Уолдо" (2 сезон, 3 серия)

Самый низкооцененный эпизод во всём сериале, и причина этому только одна: "Уолдо" - очень дешёвая и вялая американская политическая агитка, созданная будто по шаблону для определённого круга людей. Вся тема с выборами, партиями и политиками вообще не имеет места быть в "Чёрном зеркале". Прикрутите к этому фактору пошлый и кринжовый юмор, абсолютно отталкивающих и неинтересных персонажей, ни один из которых не вызывает в свою сторону никакой симпатии и обрывистое повествование, скачущее от комедии к драме с рваными пропорциями. Хоть и иронично то, что стёб "Уолдо" в итоге точь-в-точь повторился в Америке в преддверии выборов через несколько лет после выхода эпизода на телевидении

-4

19. "Архангел" (4 сезон, 2 серия)

За основу этого эпизода авторы взяли достаточно интересную и актуальную на сегодняшний день идею: сильный контроль родителей над жизнями своих детей. Подкрутите к этому делу очередную интересную технологию, и вуаля, очередная серия с хорошим сценарием у вас в кармане! Но увы, Netflix максимально забили болт на эту серию, других доводов в сторону того, почему "Архангел" получился таким монотонным, пресным и пустым, я назвать не могу. Половину всего эпизода персонажи буквально топчутся на месте, а концовка вызывает закономерный вопрос: что? Почему все действия героев в этой серии будто были совершены по воле сценаристов, а не по воле самих персонажей? Повторюсь, у этой серии была очень занимательная идея, но, к сожалению, авторы совершенно ей не воспользовавшись, состряпав вместо этого соевую и нудную подростковую драму. Совершенно не в стиле "Чёрного зеркала"

-5

18. "Бросок гадюки" (5 сезон, 1 серия)

Оттолкнувшая очень многих СНГ-зрителей шоу серия, по понятным причинам. Я же не оценил этот эпизод совершенно не из-за намёков на нетрадиционные отношения между главными героями (и то, как выяснилось в конце, в реальной жизни они ничего не чувствуют друг к другу), а из-за того, что идея эпизода была раскрыта в максимально ленивом и скучном формате. Да, порой нам действительно хочется убежать от проблем реальности в вымышленный виртуальный мир и уже там воплощать на деле все свои самые жёсткие и желанные фантазии. Но почему это было раскрыто так топорно, лениво и неинтересно? К персонажам эпизода не проявляешь ни капли сочувствия или уважения, все внутренние тараканы главного героя в исполнении Энтони Маки оставили лишь на словах, из-за этого и не понятен тот факт, почему он так желает убежать от трудностей в мир виртуальной реальности. Да и концовка не впечатлила от слова совсем: она так и не решила ни одну из проблем главных героев и не закрыла ни одну сюжетную линию. Хоть стёб авторов над фанатами файтингов по типу "Street Fighter" был действительно угарным, с этим поспорить трудно

-6

17. "Люди против огня" (3 сезон, 5 серия)

Ещё одна антиутопическая серия, повествующая нам о будущем, разрушенном в ходе какой-то там закадровой войны. По сути весь эпизод - скучная и вымученная подводка к неплохо закрученной морали, с нотками/элементами шутерной составляющей, будто мы играем в очередную часть "Call of Duty" (есть даже парочка сцен от первого лица). Да, финальный смысл, да и вся концовка в целом, были поставлены достаточно брутально и мощно, но можно же было наполнить чем-то и предыдущие 50 минут хронометража? Хотя иной раз поразило, насколько же люди корыстны и алчны, что готовы убивать друг друга по любой причине, внушая самим себе, что сражаются не со своим народом, а с настоящими животными и монстрами

-7

16. "Национальный гимн" (1 сезон, 1 серия)

Начальный эпизод "Чёрного зеркала", моментально показавший зрителю, что данный сериал не будет с ним сюсюкаться: здесь всё максимально жёстко, мрачно и сурово. Да и проблема, показанная в самой первой серии, действительно имеет место быть в сегодняшней реальности. Другое дело, что авторы уж чересчур преувеличили всю проблематичность зависимости сегодняшней публики от той жести, что происходит с людьми на территории интернета. Концовка так и вовсе умудрилась в своё время довести до слёз от смеха: авторы реально убеждают нас, что, повторившись такая ситуация в реальном мире, все жители Лондона бы позапирались по своим домам и с пристальным интересом наблюдали за половым актом политикана и свиньи, вместо того, чтоб заниматься своими делами и забить на это? Вы сейчас серьёзно? Концовка, к сожалению, руинит почти все положительные впечатления об этом эпизоде. Благо, что в дальнейшем сценаристы прибегнули к реалистичности, и более таких преувеличений в эпизодах не наблюдалось (разве что кроме ещё одной серии, но о ней уже ниже)

-8

15. "Нырок" (3 сезон, 1 серия)

Одна из самых диких серий во всём сериале, во всех смыслах этого слова. Показанная в "Нырке" антиутопия - буквально то будущее, которое пророчат какие-нибудь бабушки, когда видят своих внуков с телефонами в руках, других слов для описания этого эпизода я не найду. Да, "Нырку" удалось показать сильную зависимость людей от лайков и популярности в соцсетях, доведя эту тему чуть ли не до полного абсурда, где сами лайки теперь буквально правят всем миром, а твой рейтинг реально влияет на всю твою жизнь: какой дом ты сможешь купить, на какую работу сможешь устроиться, с людьми какого слоя ты будешь общаться, как в принципе к тебе будут обращаться окружающие, и прочее-прочее. Иногда во время просмотра реально становилось противно от лицемерия всех главных героев (интересно, что подобная ситуация уже имеет место быть в реальности). Однако, несмотря на невероятную переоцененность данной проблемы, серия не оставляет после себя каких-то особо сильных негативных впечатлений. Да и концовка в целом вызывает достаточное моральное удовлетворение, после всей той розовой жести, что мы увидели за прошедший час хронометража

-9

14. "Осколки" (5 сезон, 2 серия)

Единственный неплохой эпизод посредственного пятого сезона, представляющий достаточно напряжённый и камерный триллер, где весь час ты яростно ожидаешь ответов на возникающие вопросы. Но в итоге, на удивление, тут не концовка стала преобладать над историей, а история над концовкой. Ведь сам финал - буквально очередное напоминание "Чёрного зеркала" о том, насколько же мы сильно зависимы от соцсетей, и как они могут нас погубить. Другое дело в том, что авторам удалось грамотно вдавить зрителя в кресло, дабы тот молча ожидал развязки, пока ему каждые несколько минут подкидывают какую-либо новую информацию о похитителе в исполнении Эндрю Скотта. Кстати и о самом Скотте: актёр просто изумил своей потрясающей игрой, особенно во время телефонного звонка с директором "Осколков". Но "Чёрное зеркало", тебе не нужно было тратить целый час моего времени, чтобы в очередной по счёту раз напомнить, что социальные сети - плохие. Я это запомнил ещё в предыдущих сезонах

-10

13. "Пятнадцать миллионов заслуг" (1 сезон, 2 серия)

Настоящая антиутопия, повествующая зрителю о мире, в котором население выполняет рутинную работу, крутя педали электрических велосипедов, а балом правит развлекательный контент, направленный на самую жестокую и эгоистичную часть нашего населения: лишь сплошные издевательства над неполноценными людьми (считай, полными), да эротические каналы. И во всём этом мире есть одно единственное светлое пятно: шоу талантов, где люди могут без стеснения показывать, на что они способны. Тематика сама по себе интересна, но реализация могла бы быть и получше. Что, впрочем, не слишком сильно мешает обомлеть от концовки, и от того, что те, против кого мы так активно боремся, в итоге сами становятся нами. Так ещё и сатира над развлекательными шоу и тщеславием, что творится за кулисами сцен, порадовала. Ещё и визуальный стиль эпизода очень сильно удивил: глаза буквально разрывались от обалденного цветокора, постановки кадра, смешения цветов и операторской работы

-11

12. "Я скоро вернусь" (2 сезон, 1 серия)

Это не сколько эпизод от нашей зависимости от технологий, сколько история о любви и жестокой утрате, которая в конечном итоге ломает нас, если мы не будем двигаться дальше и переступать через свои трагедии. А также это ещё и едкое напоминание о том, что какие бы реалистичные и "идеальные" не были бы андроиды, они никогда не смогут заменить реальных людей. Да, вымученная драма начинала поднадоедать уже под конец эпизода, но идея, так грамотно поданная авторами, в итоге действительно умудряется многое рассказать зрителю. Ведь все из нас однажды мечтали снова поговорить с умершим родственником, даже несмотря на последствия, которые скажутся на нашем с вами будущем

-12

11. "Крокодил" (4 сезон, 3 серия)

Вся стилистика эпизода напомнила мне потрясающий испанский триллер "Невидимый гость", вдобавок ко всему Netflix ещё и прикрутили к отличному визуалу (а он тут просто охренительный) очередную игру с технологиями, которая в очередной раз не довела до добра. Это история не о том, что иногда плата за ошибки, совершённые в прошлом, могут довести до безумия, а о том, как опасно давать в руки неподготовленных и простых людей такие могущественные технологии, благодаря которым можно вторгаться в личную жизнь любого человека. Ну и, как я уже говорил выше, тут дело подкупает ещё и отличный визуал: потрясающие испанские виды, невероятно сочный цветокор, операторская игра с камерой, много-много-много красивых и завораживающих видов. Да и финал в итоге оставляет с открытым ртом: не столько от поступка главной героини, сколько от того, как тупо она в итоге спалилась

-13

10. "Игровой тест" (3 сезон, 2 серия)

Мы все с вами любим компьютерные игры, да? Игровая индустрия в последнее время развивается с геометрическим прогрессом, геймдизайнеры активно экспериментируют с виртуальной реальностью, реалистичными играми и консолями. Но что случится, если всё развитие того же пресловутого VR в итоге выйдет из-под контроля? Примерно то, что нам показали в "Игровом тесте". Намеренно усложненная и запредельно страшная виртуальная игра, приведшая в итоге игрока к полному безумию и скорой смерти. Казалось бы, стоит ли так быстро развивать те же очки и шлемы виртуальной реальности, если мы, игроки, ещё полностью к ним не готовы? А и ещё это прекрасное напоминание о том, что всегда надо выключать свои сотовые, когда вас просят об этом сопровождающие)

-14

9. "Заткнись и танцуй" (3 сезон, 3 серия)

Шантаж и вторжение в нашу личную жизнь хакеров - обычное дело в социальных сетях для сегодняшнего времени. Миллионы людей по всему миру часто сталкиваются с мошенниками в кругах интернета: чаще всего эти ребята просто крадут деньги с карточек, либо блокируют доступы к аккаунтам. Но что случится, если шантаж виртуальных мошенников зайдёт куда-то дальше, нежели простое выпытывание денег? "Заткнись и танцуй" рассказывает историю о том, что иногда хакерам не стоит полноценно доверять и выполнять любые их прихоти, чтобы в конечном итоге не столкнуться со страшными последствиями. Весь эпизод - это напряжённый триллер, во время которого ты просто не знаешь, чего ожидать от мошенников в следующий раз: сейчас они просто говорят тебе отнести торт в какую-то левую квартиру, а всего через час - ограбить банк. А и ещё, ребят, заклеивайте вебку на своих компьютерах и ноутбуках. До добра не доведёт)

-15

8. "Чёрный музей" (4 сезон, 6 серия)

Эпизод, который точь-в-точь старается копировать структуру "Белого Рождества" (о нём гораздо-гораздо ниже) с антологией из нескольких связанных с технологиями историй, которые в концовке в итоге грамотно друг с другом переплетаются. Да, авторам не удалось наполнить три эти истории каким-либо определённым колоритом (вторая история с помещением сознания героини в мозг мужа, а позже и игрушечной обезьянки, так и вовсе один-в-один копировала сюжетный поворот того же "Рождества", только сделала это в разы скучнее и примитивнее), но какая же у всего этого есть своя мрачная и холодная атмосфера, в очередной раз доказывающая, в какую же ж покатимся мы с вами, если вовремя не остановимся в развитии того, что развивать точно не стоит. Не стоит заигрываться с сознаниями людей, если не знаешь последствий. А ещё порадовала тонна отсылок на предыдущие эпизоды "Чёрного зеркала". "Музей" - буквально самая фансервисная серия из всего шоу

-16

7. "Сан-Джуниперо" (3 сезон, 4 серия)

Один из самых "чистых" и добрых эпизодов из всего сериала, который не "жестит" со зрителем и впервые за всю историю шоу рассказывает зрителю об очень чутких и тёплых взаимоотношениях главных героинь, которые просто хотят остаться вместе в вымышленном виртуальном мире под названием Сан-Джуниперо, где 24 часа в сутки присутствует одно только веселье, без каких-либо проблем и забот. Серия буквально наполнена отличным визуалом, передающим дух каждой показанной за час хронометража эпохи: и 1980-х, и 1990-х, и даже немного 2000-х. А ещё это очередное напоминание о том, что виртуальный мир потихоньку заменяет реальный, это доказывает тот же финальный кадр с роботами, перетаскивающими сознания людей в пробирки, дабы те оказались в своём любимом вымышленном мире. Да, многим не пришлась по вкусу концовка, где главная героиня всё же изменила своё мнение о нахождении в Сан-Джуниперо после смерти в реальности, но как же всё-таки круто, что впервые за историю "Чёрного зеркала" авторы решились на тёплое и счастливое окончание своей истории. Хоть иногда, но сериалу нужны подобные эпизоды, после всей той чернухи и жести, что мы насмотрелись в ранних сериях

-17

6. "USS Каллистер" (4 сезон, 1 серия)

Одна из самых "лёгких" серий всего шоу, в гладком и понятном стиле рассказывающая о зависимости людей от тех же самых компьютерных игр. Только вот в отличие от "Игрового теста", тут авторы помимо основной темы ещё неплохо постебались над ворохом окружающих нас общественных проблем. Так, брутальный, суровый и жестокий в игре капитан корабля в реальности оказывается замкнутым, не разговорчивым и стеснительным омежкой, а директор дорогой и перспективной компании оказывается простым манипулятором, который нифига не шарит за ту сферу, в которой он работает. Ну и как же круто авторы постебались над "Стартреком" и прочими космическими старыми фильмами и сериалами в этой серии, одно загляденье! Визуальный стиль - отпад, сеттинг - отпад, тема - немного банальна, после "Игрового теста", но всё же по-прежнему имеет место быть, стёб - прекрасен, комедия - действительно смешная. Шоу впервые осознало, что может рассказывать зрителям о состоянии сегодняшнего мира не только с помощью мрачных триллеров или реалистичных драм, но и с помощью весёлых и лёгких по темпу "космических" комедий. Такой подход мне нравится!

-18

5. "История всей твоей жизни" (1 сезон, 3 серия)

Давайте признаемся: все мы хоть раз в жизни хотели иметь доступ к своим воспоминаниям. Как же круто было бы просматривать счастливые моменты из нашей жизни, проживать заново самые прекрасные дни, окунаться в ворох ностальгии и любви по прошлому. Но с какими последствиями можно столкнуться, если овладеть подобной технологией? Об этом и повествует "История всей твоей жизни". Это буквально бытовая драма, в концовке перерастающая чуть ли не в настоящую трагедию, с осознанием того, что главный герой всё это время был прав, самые чистые люди в нашей жизни легко могут оказаться изменщиками и предателями, а доступ к воспоминаниям не всегда облегчает жизнь. Каким-то моментам и периодам в жизни всё же лучше навсегда оставаться заваренными в стенах нашего разума. Ну и парочку слов про визуал: только за цветокор в стиле "Исчезнувшей" Дэвида Финчера я уже готов аплодировать этому эпизоду

-19

4. "Повесь ди-джея" (4 сезон, 4 серия)

Самая невинная и добрая серия во всём шоу, которая насмехается над всеми современными приложениями для знакомств, по типу того же "Тиндера". Действительно ли можно давать технологиям доступ к нашим чувствам? Не проще ли выбирать партнёра, следуя своим инстинктам, доверяя своему разуму, а не какому-то мелкому приложению в руках нашего сотового телефона? Я далеко не любитель каких-то соевых сопливых мелодрам, но весь эпизод даже я отчаянно желал, чтобы главные герои в итоге в концовке оказались вместе, и чтобы их вообще ничего по жизни не разлучало. Добиться такой химии между персонажами благодаря такой прекрасной актёрской игре сможет далеко не каждый. Потрясающий и ламповый эпизод, который заставляет меньше доверять приложениям для знакомств, а ещё лучше - выйти в реальную жизнь, за пределы своей зоны комфорта

-20

3. "Белый медведь" (2 сезон, 2 серия)

Эпизод, который в своё время просто выбил меня из колеи. Но не своей жестокостью, не общим мрачным тоном повествования, а именно идеей, которую авторы заложили в исток этого напряжённого и реально пугающего триллера, который иной раз напоминал "Судную ночь" в лучших её традициях. Весь эпизод ты отчаянно жаждешь ответов на свои вопросы, а когда в итоге в финале получаешь их - у тебя буквально отваливается челюсть от увиденного, и ты ещё долго не можешь переварить увиденное, заставляя себя поверить в то, что всё сказанное второстепенными персонажами - ложь, а главная героиня ни в чём не виновата. Люди в погоне за преступниками, за местью, в итоге сами становятся преступниками. Мы думаем, что наказываем настоящих монстров подобными методами, но в итоге сами же превращаемся в монстров. Да, "Белый медведь" - вообще никоим разом не реалистичная серия, но вы точно вспомните этот эпизод, когда увидите на следующий день в интернете всю эту мерзкую и противную жестокость некоторых пользователей по отношению к другим людям. Даже не преступникам и маньякам, а простым людям, которые лично вам не сделали ничего плохого. Гениальный эпизод. "Чёрное зеркало", браво!

-21

2. "Враг народа" (3 сезон, 6 серия)

Я даже не могу назвать "Врага" полноценным эпизодом "Чёрного зеркала". Скорее, это полноценный полуторачасовой фильм, с невероятно закрученными мотивами, потрясающим нарративом, шикарным сеттингом, реалистичной и правильно поданной идеей, а что главной - закрученной детективной составляющей в жанре погони за неуловимым маньяком, от концовки которой можно улететь в стратосферу. "Враг народа" - буквально ирония над социальными сетями типа "Twitter", где люди желают смерти другим пользователям (или просто над ними насмехаются, тот же "культ отмены", который за последнее время стал так популярен в том же Голливуде) просто потому, что так сказал какой-то левый чувак. Интересно, эти люди хоть раз задумывались над тем, какие существуют последствия у сказанных ими ранее слов? А в придачу этой гениальной идее, авторы кидают зрителя в настоящую гущу сюжетных линий и арок, где концовка в итоге не оказывается ни хорошей, ни плохой. По истечении первого часа я вообще забыл, что смотрю "Чёрное зеркало" (в хорошем смысле сказанного). Было ярое ощущение, что пред моим взором предстал один из лучших фильмов 2016 года, которому не помешало бы подтянуть хронометраж до двух с половиной часов

-22

1. "Белое Рождество" (2 сезон, рождественский эпизод)

"Рождество" - это не просто серия с закрученными мотивами и идеями. Это буквально антология, где изначально даже не понимаешь, как все сюжетные линии персонажей могут быть взаимосвязаны, а в концовке просто раскрываешь рот от того, как гениально авторы сплели в общий клубок повествования все арки героев, все мотивы, что они раскидывали до этого на первых минутах хронометража. "Белое Рождество" - эпизод, который полноценно и достаточно реалистично (больше, чем любая другая серия) показывает, как технологии медленно завладевают нашим сознанием, нашими поступками и действиями, как из-за них могут погибать невинные окружающие (как физически, так и морально), как невинные с виду люди из-за технологического влияния становятся преступниками. Это общее будущее для всех нас, и только мы вправе решать, будет ли оно таким. И если мы дадить волю технологическому прогрессу, будьте уверены - подобное обязательно повторится в скором времени. А от концовки буквально падаешь с кресла и не поднимаешься ещё несколько минут, пытаясь переварить увиденное и обдумать услышанное: заслуживали ли все герои такого сурового и жестокого финала? Пусть каждый решит сам для себя. Я лишь скажу, что "Белое Рождество" - один из немногих цельных шедевров в телевизионной индустрии, рядом с которым стоит разве что какая-нибудь "Озимандия" из "Тяжких" или "Рейне Кастамаре" из "Игры престолов". По правде говоря, очень жаль, что в будущем Netflix, скорее всего, не смогут приблизиться к подобной планке постановки. Очень жаль

-23