Мудрые слова о том, что у природы нет плохой погоды, я не люблю. Мой жизненный опыт подсказывает, что плохая погода есть, — и что она неоднократно смазывала мне впечатления от интересных путешествий. Так, например, в первый раз я совсем ничего не поняла в Венеции, потому что плавилась от июльской жары +40, а в первый раз во Флоренции было ровно наоборот — противный ноль и мокрый снег в лицо. Пожалуй, единственный случай, когда плохая погода обернулась неким шармом, был в Париже — там меня встретил ноябрьский туман, который сожрал Эйфелеву башню. Об этом я писала однажды.:)
Ну а на этот раз плохая погода подпортила мне знакомство с дворцовым комплексом Ситораи Мохи-Хоса неподалёку от Бухары, любимой загородной резиденцией бухарского эмира. Этот дворец находится всего в 4 км от Бухары, так что поездка на такси получится дешёвой (как и всегда в Узбекистане).
На входе в резиденцию (около кассы) нам сразу же предложили взять индивидуальную экскурсию — точнее, даже не предложили, а просто поставили перед фактом: мол, вот это Фируза, она будет вас сопровождать. Я сперва не обрадовалась — вроде рассчитывали сами ходить, — но посылать Фирузу было бы как-то невежливо... В итоге, впрочем, Фируза действительно рассказывала интересно и ненавязчиво, так что всё хорошо.
Мы успели дойти до входа во дворец и послушать краткую историю о местных павлинах, которые живут тут больше 100 лет (к павлинам потом вернёмся!), и тут-то дождик, который всё собирался-собирался, наконец хлынул. Но мы как раз спрятались внутри.
Люблю иррациональные интуитивные ассоциации, вот и здесь не без таких: это место показалось мне слегка смахивающим на дворец Долмабахче в Стамбуле. Не внешне, конечно, а скорее по истории создания и настроению — значит-с, восточный правитель посмотрел, как живут товарищи на западе, вдохновился и решил сделать себе такое же. Удалось. Да, именно так и было дело: в начале ХХ века последний эмир Бухары по имени Саид Алим-хан учился в Петербурге (еще до восхождения на престол, естественно), оценил красоту загородных императорских резиденций — и решил, что ему тоже такое надо.
Поскольку дворец строили в начале ХХ века, он полностью соответствует веяниям своего времени, — а это значит, что не чужд модерну. Многую мебель и аксессуары эмир покупал на Западе, в оформлении помещений тоже прослеживаются ну совсем не узбекские традиции. Мне в душу запало вот такое очаровательное зеркало с витражной совой.:) По-моему, оно было бы вполне уместно в музеях модерна в Риге или в Самаре, как считаете?
Выглядит всё очень нарядно! Фактически как сказочная шкатулка, уж простите за избитое сравнение.:) Ну а один из залов и вовсе вдруг навеял мне мысли о первом этаже Сен-Шапель в Париже. Интуитивно, опять же, интуитивно...
У входа во дворец сидят два льва. Как изображают львов в скульптуре (да и в живописи тоже) — этой мой любимый сюжет и источник хорошего настроения. Вот и здесь, точно как на воротах музея современной истории России на Тверской улице, львы более всего напоминают бегемотиков с гривами.:)) И эти бегемотики, пардон, львы, охраняют вход.
Есть свидетельства современников, что эмир был безответно влюблён в Великую княгиню Ольгу, сестру императора, и даже построил здесь специальный павильон с мыслью о том, что вот однажды она приедет... увы. Княгиня Ольга так ни разу Ситораи Мохи-Хоса не посетила (и сомневаюсь, честно говоря, что она вообще знала об оказанной ей чести). Зато павильон остался. Сейчас в нём размещены выставки, посвященные узбекским национальным костюмам (да уж, платьям княгини Ольги здесь взяться неоткуда!). Наша сопровождающая рассказывала довольно интересно, так что посмотрели с удовольствием.
Ну а вот дальше, когда предполагалось (в нормальную погоду!) просто погулять по территории, всё стало хуже.:( Узбекский фольклор гласит, что места для строительства загородных резиденций выбирали весьма экстравагантным способом: подвешивали в разных точках туши баранов, и там, где туша дольше всего оставалась свежей и была наиболее заветренной, строили. Никакой мистики — просто решали, что там прохладнее, и что место самое продуваемое. Для местного климата, конечно, это немаловажный факт! Ну а тут обернулся жирным таким минусом — погодка и без того была паршивая, а уж на самом прохладном и продуваемом месте... ух!
Почти все загородные резиденции созданы для того, чтобы там можно было проводить время на свежем воздухе. Парк, водоем (хауз), все дела... Ну а тут, как вы понимаете, ни о какой прогулке речи не шло: только перебежками, под зонтиками, от одного объекта к другому.
Кстати, вот такой маленький минарет показался мне — снова иррациональная ассоциация! — слегка смахивающим на павильон в парке Пятигорска.:)
У владельца дворца судьба сложилась фигово: долго пожить в этой резиденции он не успел. В 1920 году, когда советские войска пошли брать Бухару, эмир бежал в Афганистан — и умер в 1944 году.
Напоследок (чтобы не заканчивать на печальной ноте) будет пятиминутка юмора. Дело в том, что пресловутые когнитивные нарушения после коронавируса в моём случае дали весьма интересный эффект — периодически я заговариваюсь и путаю буквы в словах. На днях, например, заявила, что мне нужно замочить грибые сухи (как вы понимаете, сухие грибы). Так и при планировании этого вояжа я сообщила, что надо обязательно посмотреть резиденцию эмирского бухара😂😂😂 Долго смеялась, но с тех пор бедный Саид Алим-хан так и остался для меня эмирским бухаром.
Я обещала вернуться к павлинам. В условиях дождя, признаться, это грустное зрелище.:( Бедные павлины были похожи на мокрых куриц. Распушать хвосты, конечно, не планировали. Но всё-таки слегка позировали.
Бывали в этом дворце? А вообще жанр загородных резиденций любите? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: