Четвёртая часть тут
Российский сектор Арктики скрывает неисчислимые природные богатства, на это указывал ещё Ломоносов. Начиная с XVII века русские промышленники (охотники и торговцы) проникали всё дальше и дальше на север, попутно собирая бесценную информацию о природе и географии этих мест. Семён Дежнёв в 1648 году стал первым, кто прошёл через пролив между Аляской и Сибирью (ныне Берингов пролив), а в 1742 году Семён Челюскин установил самую северную точку Евразии, впоследствии названную его именем. Начатые при Петре I планомерные исследования окраин Российской Империи продолжились в правление Екатерины II.
Экспедиция Федора Розмыслова 1768-1769 г
Ещё в конце XVI века голландский мореплаватель Виллем Баренц предположил существование северного пути из Европы в Азию, к середине 1700-х годов это предположение переросло в уверенность – швейцарский географ Самуил Энгель опубликовал трактат, в котором он изложил теорию о существовании Северного морского пути (северо-восточного прохода).
В 1768 году архангельский губернатор Андрей Егорович Головцын снарядил экспедицию на Новую Землю под командованием «штурмана поруческого ранга» Фёдора Розмыслова. Экспедиции поручалось проверить, есть ли на Новой Земле серебряная руда, различные минералы и «неординарные камни», жемчужные раковины, какие звери, птицы и морские животные там водятся. Кроме того, полагалось обследовать пролив Маточкин Шар, по обстановке совершить переход из Маточкина Шара в Обскую губу и выяснить, есть ли возможность пути в Северную Америку. Но ледовая обстановка и плохое состояние судна не позволили выполнить последнюю часть задачи.
Зарубежные полярные экспедиции
Рубеж XIX—XX столетий – героический век полярных исследований, без кавычек. Путешественники штурмовали последние «Белые пятна» на карте на пределе человеческих сил, зачастую – ценой собственной жизни. И умалить роль зарубежных исследователей было бы несправедливым – тем более, что состав экспедиций часто был международным, а результаты становились общим достоянием.
Географы того времени не без оснований полагали, что в районе Северного полюса находится материк Арктида или группа крупных островов. Для поисков этого материка и северо-восточного прохода в Тихий океан 5 июля 1872 года из норвежского порта Тромсё на трёхмачтовой парусно-моторной шхуне «Адмирал Тегетгофф» отправилась австро-венгерская экспедиция Юлиуса Пайера. Не доходя до Новой Земли, корабль оказался в ледовом плену и дрейфовал более года. Наконец, 30 августа 1873 года на горизонте появилась неведомая земля. По праву первооткрывателей австрийцы назвали архипелаг в честь императора Австро-Венгрии – Земля Франца-Иосифа, а один из островов – именем Рудольфа, кронпринца Австрии. Позднее экипаж бросил безнадёжно вмёрзшее судно и на нартах добрался до Новой Земли, где их подобрала русская шхуна «Николай».
Экспедиция 1878—1880 годов под руководством Адольфа Эрика Норденшёльда на барке «Вега» впервые прошла весь Северный морской путь с запада на восток с десятимесячной зимовкой во льдах, во время которой были проведены ценные гидрографические и метрологические наблюдения.
В 1881-1884 годах состоялась американская научно-исследовательская экспедиция на Канадский Арктический архипелаг под руководством лейтенанта Адольфа Вашингтона Грили. Экспедиция была организована военным ведомством США в рамках первого Международного полярного года, её целью было создание метеорологической станции на севере Канадского Арктического архипелага. Хотя цели экспедиции были выполнены, она считается одной из наиболее трагических в истории полярных исследований – из 25 участников выжили только семеро.
Эти экспедиции подготовили почву для дальнейшего продвижения к Полюсу, причём на первое место вышел уже не исследовательский, а спортивный интерес – какой стране будет принадлежать честь открытия Полюса?
Битва за Полюс
Наблюдения за арктическими течениями показали несостоятельность гипотезы об арктическом материке, и Фритьоф Нансен предложил достичь цели с дрейфующими льдами. В ходе норвежской полярной экспедиции 1893-1896 гг. специально построенное ледовое судно «Фрам» было вморожено в паковые льды западнее Новосибирских островов, но дрейф прошёл в стороне от полюса. Нансен и Йогансен пытались добраться до полюса на лыжах, но вынуждены были вернуться, не дойдя до цели около 200 км.
Шведский исследователь Саломон Андре в июле 1897 года пытался достичь Северного полюса на воздушном шаре «Орёл». После того как Андре, Стриндберг и Френкель стартовали со Шпицбергена, воздушный шар обледенел, быстро потерял водород и опустился на лёд уже на третьи сутки полёта. Участники экспедиции погибли от истощения и холода во время пешего возвращения, их останки были обнаружены советскими полярниками в 1930 году на острове Белый.
Экспедиция герцога Абруццкого в 1900 году была организована с участием вспомогательных партий, завозивших продовольствие по ходу маршрута основной группы. Несмотря на это, они продвинулись к полюсу всего на 40 километров дальше Нансена. Ещё меньше повезло экспедиции Циглера-Фиала 1903-1905 года – из-за кораблекрушения её участники оказались на два года изолированы на Земле Франца-Иосифа.
Наиболее упорным участником «международных скачек к полюсу» (как охарактеризовал эту эпоху австрийский полярный исследователь Вейпрехт) был Роберт Эдвин Пири. Полюс покорился ему 6 апреля 1909 года с третьей попытки. Экспедиция ставила перед собой сугубо спортивные задачи, поэтому её вклад в развитие науки более чем скромный. Другой претендент на первенство – Фредерик Кук, по собственному заявлению достигший полюса 21 апреля 1908 года. Его спор с Пири привёл к длительным судебным разбирательствам. Некоторые современные исследователи подвергают сомнению как приоритет Пири, так и сам факт достижения им Северного полюса – из-за низкой точности астрономических наблюдений в полярной области ошибка в определении места могла быть значительной. Но, как бы то ни было, Северный полюс был покорён. Впрочем, оставался ещё Южный – но это совсем другая история.
Русские полярные экспедиции
Русская полярная экспедиция 1900—1902 годов была снаряжена Императорской Академией наук для исследования Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиска легендарной Земли Санникова. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль. Основной состав экспедиции на шхуне «Заря» под командованием лейтенанта Колчака достиг устья Лены, а группа Толля осталась для исследования острова Беннетта. Предпринятая в 1903 году семимесячная поисково-спасательная экспедиция под руководством Александра Васлильевича Колчака была выполнена на пределе человеческих возможностей, но без потерь. Были обнаружены материалы и записи группы Толля, но судьба участников осталась неизвестной.
Первую русскую экспедицию, официальной целью которой было достижение Северного Полюса, организовал Георгий Яковлевич Седов – русский гидрограф и полярный исследователь. Как сотрудник Главного гидрографического управления, он участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского моря, устья реки Колымы и морских подходов к ней, Крестовой губы, и обладал несомненным опытом и авторитетом.
Седов настаивал на отправке русской экспедиции, несмотря на заявления Кука и Пири о достижении Северного полюса. План был достаточно авантюрным, и в государственном финансировании экспедиции было отказано, она оснащалась на частные пожертвования. Приобретённые в спешке припасы и снаряжение впоследствии оказались по большей части негодными – это сыграло трагическую роль в судьбе экспедиции. Но самой большой ошибкой стал поздний выход. Шхуна «Святой великомученик Фока» вышла из Архангельска лишь 27 августа 1912 года, на исходе полярного лета. Уже через месяц «Св.Фока» вмёрз в лёд у Новой Земли, и оставался на этом месте почти год – до сентября 1913 года, когда удалось пробиться к мысу Флора (Земля Франца-Иосифа) и отправиться дальше на север. Но у острова Гукера пришлось встать на вторую зимовку в бухте, которую Седов назвал Тихой.
15 февраля 1914 г. еще до восхода Солнца Седов, уже измученный цингой, вышел к полюсу с двумя матросами-добровольцами Линником и Пустошным. Уже через неделю пути он не смог идти – его везли на нартах. Вскоре ему стало совсем плохо, и 5 марта он умер. Линник и Пустошный похоронили Седова на о. Рудольфа, покрыв его тем флагом, который он так упорно вез с собой, чтобы водрузить на Северном полюсе, и через две недели вернулись на корабль.
Лишь 30 июля «Фока» смог выйти из сжимавших его льдов. Через 3 дня он добрался до мыса Флора. Там экипаж «Фоки» на старой базе Джексона случайно обнаружил и спас двух единственных выживших членов экспедиции Г. Л. Брусилова: штурмана В. И. Альбанова и матроса А. Э. Конрада. Топлива для паровой машины уже не было, использовали мебель, внутренние переборки, фальшборты. На мысе Флора разобрали на топливо постройки экспедиции Джексона. Только 30 августа дряхлому «Фоке» в полуразобранном виде удалось под парусами (всё топливо кончилось) добраться до мурманского побережья. Запасшись углем, «Фока» вернулся в Архангельск 6 сентября 1914 г.
Экспедиция Георгия Львовича Брусилова 1912-1914 гг предпринята с целью впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом. Паровая шхуна «Святая Анна» вышла из Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный) 10 сентября 1912 года. 17 сентября 1912 года шхуна прошла Карские Ворота, однако уже через неделю была зажата льдами у западного побережья Ямала. В конце октября 1912 года под сильным южным ветром начался дрейф ледового поля с вмёрзшим судном, вместо намеченного пути на восток судно стало продвигаться на север. К лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли, но ледовый плен продолжался, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.
К весне 1914 года дрейфующие льды вынесли шхуну севернее Земли Франца-Иосифа. В апреле отряд из 11 человек во главе со штурманом Валерианом Альбановым отправился в южном направлении. Из всего отряда остались в живых лишь Альбанов и матрос Конрад – они были спасены возвращавшейся экспедицией Седова. Судьба 13 членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», после апреля 1914 года неизвестна – установлено лишь примерное место гибели судна, предположительно затёртого льдами.
Экспедиция Русанова 1912 г должна была «застолбить» полезные ископаемые на Шпицбергене. После завершения официальной программы Владимир Александрович Русанов расширил сферу деятельности экспедиции, включив в нее исследование Северо-Восточного прохода, хотя остается неясным, каким именно маршрутом он предлагал следовать. Экспедиция Русанова исчезла, и только в 1934 году у западного побережья Таймыра были обнаружены первые ее следы. В 1970-х годах удалось найти еще одну стоянку русановцев, однако обстоятельства трагической гибели экспедиции до сих пор остаются тайной.
Поиски экспедиций Русанова, Брусилова и Седова
К началу 1914 года все три экспедиции считались пропавшими без вести. 18 января 1914 года Совет министров дал указание морскому министерству предпринять их поиски и Главным гидрографическим управлением были организованы несколько поисковых экспедиций. Хотя поиски были безрезультатными, в их ходе экспедиционные ледокол-пароходы «Таймыр» и «Вайгач» впервые прошли Северный морской путь в направлении с востока на запад.
Впервые в мире использовалась полярная авиация: морской лётчик Ян Иосифович Нагурский совершил пять разведывательных полётов на гидроплане «Фарман МФ-11» на высоте 800—1200 метров вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Общая продолжительность полётов составила 10 часов 40 минут, расстояние около 1060 километров. Нагурский внёс существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения – то есть впервые выполнил ледовую разведку. Он, кстати, первым в мире выполнил мёртвую петлю на гидросамолёте.
Поиски следов экспедиции Брусилова возобновились уже в наши дни – в 2010 году под руководством Олега Продана была организована первая за долгий срок поисковая экспедиция «По следам двух капитанов» (Брусилов был одним из прототипов капитана Татаринова в одноимённом романе Каверина). В начале очередного сезона поисков, 18 апреля 2016 г. в районе о-ва Белый в Карском море возле полуострова Ямал произошла катастрофа вертолёта Robinson R-66 с участниками экспедиции. В катастрофе погибли: руководитель экспедиции Олег Продан, командир воздушного судна Алексей Фролов и опытный пилот-любитель Михаил Фарих (внук известного советского полярного летчика Фабио Фариха).
После полётов Нагурского стало очевидно, что освоение Арктики без авиации и надёжной связи вряд ли будет успешным. Первым советским полярным лётчиком стал Борис Чухновский, совершивший полёты в Арктике в 1924 году. Но советский период исследования Арктики: рейды «Сибирякова» и «Челюскина», высадка на Северном полюсе – это уже следующая история.
Продолжение пятой части
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)Наши соцсети:
🔊 VK - https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK - https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM - https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE - https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#полярныеисследования, #первопроходцысевера, #седов, #брусилов, #русанов