Найти в Дзене
Урал Звук

Время первых – IV

Третья часть тут Становление радиосвязи и её применение на море и на суше рассмотрены в третьей части. Первое радиосообщение с самолета на землю 27 августа 1910 г. передал американский летчик Дж. Маккарди – но связь была односторонней. Через год, 22 ноября 1911 года в Гатчине инженер-подполковник Д.М. Колокольцев на самолёте, пилотируемым летчиком А.В. Панкратьевым (будущим командиром «Муромца») осуществил двухстороннюю связь с землёй. Но применение радиосвязи в авиации и воздухоплавании сдерживалось рядом факторов: громоздкие и тяжёлые искровые передатчики, малочувствительные приёмники, и что самое главное, – антенны длиной до сотни метров, необходимые для эффективной работы в диапазоне используемых тогда длинных (километровых) волн. Антенну приходилось выпускать в полёте и сматывать перед посадкой, это затрудняло эксплуатацию. На дирижаблях такой проблемы не было – и в ходе Первой Мировой войны Германия активно использовала воздушную радиосвязь и даже радионавигацию во время налётов
Оглавление

Третья часть тут

Становление радиосвязи и её применение на море и на суше рассмотрены в третьей части.

Первое радиосообщение с самолета на землю 27 августа 1910 г. передал американский летчик Дж. Маккарди – но связь была односторонней. Через год, 22 ноября 1911 года в Гатчине инженер-подполковник Д.М. Колокольцев на самолёте, пилотируемым летчиком А.В. Панкратьевым (будущим командиром «Муромца») осуществил двухстороннюю связь с землёй.

Но применение радиосвязи в авиации и воздухоплавании сдерживалось рядом факторов: громоздкие и тяжёлые искровые передатчики, малочувствительные приёмники, и что самое главное, – антенны длиной до сотни метров, необходимые для эффективной работы в диапазоне используемых тогда длинных (километровых) волн. Антенну приходилось выпускать в полёте и сматывать перед посадкой, это затрудняло эксплуатацию. На дирижаблях такой проблемы не было – и в ходе Первой Мировой войны Германия активно использовала воздушную радиосвязь и даже радионавигацию во время налётов на Лондон. Чтобы избежать взрыва водорода при работе искрового передатчика, в радиорубке создавали компрессором повышенное давление – но это совсем другая история.

А пока связь с землёй чаще всего выглядела так:

Отрывок из воспоминаний авиатора С. Никольского, сентябрь 1914
Отрывок из воспоминаний авиатора С. Никольского, сентябрь 1914

Но, несмотря на трудности, применение радиосвязи в авиации расширялось. 23 апреля 1916 г. генерал-адъютант Алексеев утвердил «Инструкцию для стрельбы артиллерии при помощи летчиков-наблюдателей», где отмечалось, что «наиболее совершенным способом связи является радиотелеграф при наличии приемника на самолете, однако по техническим условиям такое применение пока представляет значительные затруднения для летчиков».

Настоящий прогресс в радиосвязи начался с изобретением радиоламп. В 1904 году английский инженер Джон Амброз Флеминг запатентовал первую электронную лампу – диод. В 1906 году американец Ли де Форест добавил в электронную лампу управляющую сетку и создал радиочастотный детектор («аудион») – вакуумный триод. Вскоре Эдвин Армстронг предложил схему генератора незатухающих колебаний высокой частоты на триоде – и с этого момента становится возможной не только телеграфная связь, но и радиовещание.

Вакуумный диод (вверху) и вакуумный триод
Вакуумный диод (вверху) и вакуумный триод

В это время в России изучением свойств радиоламп и поиском наилучшей конструкции занимается Михаил Александрович Бонч-Бруевич, назначенный в 1914 году помощником начальника Тверской приёмной радиостанции. Фактически на собственные средства он организует внештатную лабораторию. В конце 1915 года появляется первая в России электронная лампа («катодное реле», в терминах того времени), а в 1916 году начинается производство (всего было выпущено около 3000 ламп).

После перерыва, вызванного революционными событиями, лаборатория в августе 1918 года переезжает в Нижний Новгород и начинает производство лампы ПР-1 для замены французских ламп. Статус лаборатории государственного значения закрепляет «Положение о радиолаборатории с мастерской Народного Комиссариата Почт и Телеграфов в Нижнем Новгороде», подписанное Лениным и утверждённое Совнаркомом.

Нижегородская радиолаборатория (НРЛ) вскоре сосредотачивается на разработке мощных генераторных ламп для передатчиков – в России разворачивается масштабная программа строительства мощных радиостанций.

Лампы, разработанные НРЛ
Лампы, разработанные НРЛ

«Газета без бумаги и расстояний»

Ленинское определение радиовещания не утратило значения и в наши дни – на планете ещё немало мест, где другие средства информации попросту недоступны. А в начале 20-х в стране с массовой неграмотностью альтернативы радио не было. Электроснабжение в сельской местности отсутствовало, поэтому основным приёмником становился детекторный, не требующий питания. Но чувствительность детекторного приёмника низкая, поэтому остаётся только повышать мощность передатчиков. И созданием сверхмощных генераторных ламп занимается Нижегородская радиолаборатория.

-5

Первая в СССР вещательная радиостанция мощностью 12 кВт построена в 1922 году в Москве на Вознесенской улице (ныне Улица Радио) и получила впоследствии название «Малый Коминтерн». Вторая радиостанция Коминтерна («Новый Коминтерн», «Большой Коминтерн») была создана в 1927 году, её передатчик мощностью 40 кВт был самым мощным в Европе. Антенны передатчика располагались на возведённой в 1921 году Шуховской башне, которая стала также именоваться «Радиобашней Коминтерна». ПО типу передатчика «Малый Коминтерн» были созданы передатчики для радиовещания и в других крупных городах.

Развитие радиотехники в СССР шло опережающими темпами, уже 13 мая 1931 года – впервые в мире! – в Москве началось вещание в диапазоне УКВ. А в 1937 году с Шуховской башни начались первые передачи электронного телевидения – но это уже совсем другая история.

Радиолюбительство

С появлением радиовещания стала расти армия радиолюбителей. В те годы в это слово означало «увлечённого радиослушателя», который использует «любительскую», то есть непрофессиональную аппаратуру. Уже позднее радиолюбительство стало включать самостоятельное изготовление аппаратуры и работу на самодельных радиостанциях, аудиотехника в те годы ещё была в младенческом возрасте.

С 1924 года начал издаваться журнал «Радиолююбитель», появилась популярная литература, в которой разъяснялись азы физики и радиотехники для начинающих.

Радиосвязь, авиация и ледокол «Красин» в 1928 году сыграли решающую роль в спасении экспедиции Умберто Нобиле. Кстати, эти события изображены в художественном фильме «Красная палатка» довольно близко к реальности – остался «за кадром» лишь лётчик Бабушкин и второй ледокол. Решили, что Чухновского и «Красина» достаточно. Ну и «радиолюбителя» в треухе ввели для колорита – на самом деле Николай Шмидт, первым принявший сигналы из ледового лагеря Нобиле был начальником радиостанции. Но художественному фильму простительно…

В тридцатые годы уже ничего не совершалось без надёжной радиосвязи – перелёты Чкалова, женского экипажа Гризодубовой, Осипенко и Расковой на самолёте «Родина» , высадка на Северном Полюсе – да и всё освоение Севера. Но это совсем другая история…

Продолжение

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в
статье
О продукции УРАЛ можно узнать
здесь
О новом АК - подробно -
тут

Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)

Наши соцсети:
🔊 VK -
https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube -
https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK -
https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM -
https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE -
https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/

Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)

#нрл, #радиолюбитель, #радиокоминтерн