Начало пятой части
Уже в 1924 году, несмотря на разруху в стране после гражданской войны, в Арктике начались регулярные полеты. В этом году Борис Григорьевич Чухновский совершил первый полёт в Арктику (на Новую Землю) на гидросамолете Ю-20 в составе Карской гидрографической экспедиции. В экспедиции 1925 года он летал в районе Новой Земли и пролива Маточкин Шар. Михаил Сергеевич Бабушкин в 1926 году проводил воздушную разведку гренландского тюленя для судов зверобойной экспедиции в горле Белого моря, и в дальнейшем каждый год выполнял подобные задания. В 1928 к ним присоединился Фабио Брунович Фарих – сначала в роли бортмеханика, но скоро освоил управление самолётом. Впрочем, в те годы многие авиамеханики «без отрыва от производства» становились лётчиками – в их числе Михаил Васильевич Водопьянов. Но полярным лётчиком он стал позже, во время спасения челюскинцев.
Работа полярных лётчиков была чрезвычайно трудной и опасной. Для запуска двигателя воду и масло необходимо было греть. Не существовало инструкций по полетам, всё познавалось на опыте. Кабины самолётов были открытыми, и температура в них была такая же, как за бортом, не было ни радио, ни пеленгаторов, ни спасательных средств. Но уже в январе 1931 года было организовано Управление воздушных линий Северного края. Уже в 1933 году были созданы первые в мире авиабазы для обеспечения регулярных арктических полетов на Чукотском полуострове, на мысе Северном острова Шмидта, на мысе Челюскина и на Земле Франца-Иосифа. Полярными летчиками Б.Г. Чухновским, М.С. Бабушкиным, Ф. Б. Фарихом, М. В. Водопьяновым начали осуществляться регулярные полеты в отдаленные пункты европейского Заполярья. Авиаторы перешли к систематической разведке и проводке судов во льдах.
Однако первые дальние полёты в Арктике были осуществлены дирижаблями – авиация едва достигла необходимой для таких перелётов надёжности. Полёт Бэрда и Беннета к полюсу в мае 1926 года оказался фальсификацией – самолёт вернулся из-за утечки масла, а в дневниках в 1996 году были обнаружены подчистки.
«Норвегия»
11 мая 1926 года состоялся первый трансарктический перелёт на полужёстком дирижабле «Норвегия» со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс. Экспедицией руководили норвежец Руаль Амундсен и американец Линкольн Элсуорт. Капитаном стал итальянец Умберто Нобиле, конструктор дирижабля. На полюс 12 мая были сброшены норвежский, итальянский и американский флаги.
«Италия»
После успешного полёта «Норвегии» Нобиле на родине был окружён почестями, Муссолини произвёл его в чин генерала. Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле уже под итальянским флагом. Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан, жителем которого был Нобиле. Кроме итальянцев в экспедиции приняли участие метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция) и радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия).
Полужёсткий дирижабль «Италия», аналогичный «Норвегии» вылетел 23 мая со Шпицбергена с экипажем из 16 человек, пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел катастрофу в результате обледенения и потери части водорода. При ударе об лёд погиб механик, находившийся в кормовой мотогондоле, взмывший в небо дирижабль унёс шестерых членов экипажа – их следы никогда не были обнаружены. Девять человек, выброшенных на льдину, поставили «красную палатку». Для спасения выживших в разных странах было организовано несколько экспедиций.
Руаль Амундсен, несмотря на конфликт с Нобиле, 18 июня отправился на поиски на гидросамолёте «Латам-47» и пропал без вести. 31 августа в море был найден поплавок от его самолёта, 7 октября был найден пустой бензобак.
СССР отправил на поиски ледокольный пароход «Малыгин», но 20 июня он был затёрт льдами в Баренцевом море и дальнейшего участия в поисках не принимал. Из Ленинграда вышел ледокол «Красин» под командованием капитана Карла Эгги и знаменитого полярного исследователя Рудольфа Самойловича, с одним самолётом «Юнкерс» ЮГ-1 на борту. Поиск с воздуха вели лётчики Михаил Бабушкин на «Ю-13» с «Малыгина» и Борис Чухновский с «Красина» – он и обнаружил лагерь и передал на «Красин» его точные координаты. Шведский лётчик Лундборг вывез из лагеря раненого Нобиле, но при следующем полёте потерпел аварию и остался на льдине. Последних членов экспедиции 12 июля забрал ледокол «Красин». Нобиле был обвинён в провале экспедиции и подвергся травле.
«Граф Цеппелин»
Полёт Нобиле показал, что дирижабль полужёсткой конструкции слабо приспособлен к полётам в Арктике в условиях плохой погоды. В следующий полёт отправился уже жёсткий дирижабль «Граф Цеппелин». 26-30 июля 1931 года он пролетел над значительной частью советской Арктики по маршруту Архангельск, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Мыс Челюскин, Диксон, Новая Земля, Архангельск, произведя при этом подробную аэрофотосъёмку. Во время арктического полета на его борту были четверо советских специалистов: профессор Рудольф Лазаревич Самойлович (научный руководитель экспедиции), Эрнст Кренкель (один из радистов), профессор П. А. Молчанов (метеоролог) и Ф. Ф. Ассберг (инженер-воздухоплаватель). Во время этого перелёта дирижабль совершил посадку на воду в бухте Тихой (Земля Франца-Иосифа) и обменялся почтой с советским ледоколом «Малыгин», на борту которого в тот момент находились, в частности, Иван Дмитриевич Папанин (будущий начальник экспедиции на полюс) и Умберто Нобиле, приглашённый СССР для организации строительства дирижаблей.
«Георгий Седов»
Этот грузовой пароход с усиленной обшивкой, названный в честь отважного покорителя Севера, принимал участие во многих полярных экспедициях. В 1920 году – в первой Карской экспедиции. В 1928 принимал участие в поисках экспедиции Нобиле. Летом 1929 года на «Седове» была проведена экспедиция Института по изучению Севера под руководством Отто Юльевича Шмидта (капитан Владимир Иванович Воронин) которая обследовала Землю Франца-Иосифа и организовала в бухте Тихой полярную станцию. Связь обеспечивал опытный радист Эрнст Теодорович Кренкель. Запомните эти имена – они будут появляться вновь и вновь.
За плечами Кренкеля были зимовки на полярной станции Маточкин Шар в 1924-1925 и 1927-1928 годах, где он впервые в Арктике использовал связь на коротких волнах. А в ходе зимовки в бухте Тихая 12 января 1930 года установил мировой рекорд дальности радиосвязи – с экспедицией Бэрда в Антарктиде. И это – с простым трёхламповым регенеративным приёмником!
«Сибиряков»
Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» впервые преодолел Северный морской путь за одну навигацию. Он вышел из Архангельска 28 июля 1932 года под командованием капитана В.И.Воронина, руководителем экспедиции был О.Ю. Шмидт, его заместителем – В.Ю. Визе. В августе из-за сложной ледовой обстановки пароход потерял винт вместе с частью гребного вала, дальнейший путь проделал на самодельных парусах и 1 октября вышел к Берингову проливу. В том же году «Александр Сибиряков» был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1933 года В. И. Воронин и О. Ю. Шмидт повторили попытку, возглавив новую экспедицию на более крупном судне — пароходе «Челюскин».
«Челюскин»
Пароход был построен в Дании по заказу внешнеторговых организаций СССР под названием «Лена», но по прибытии в СССР получил новое имя в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина. В Ленинград пароход прибыл 5 июня 1933 года, где задержался на полтора месяца и отправился в Мурманск лишь 6 июля. 2 августа 1933 года (с изрядным отставанием от намеченного Шмидтом графика) пароход вышел из Мурманска. Планировалось пройти Северный морской путь за одну навигацию, попутно доставить на остров Врангеля строительные материалы и строителей, сменить зимовщиков – всего на борту находились 112 человек, но позднее 8 человек пароход покинули. В пути даже произошло прибавление – в Карском море родилась девочка, которую по месту рождения назвали Кариной (кстати, это одно из немногих удачных имён, придуманных в те годы).
Первые льдины встретились в Карском море, и хотя пароход именовался в прессе ледокольным, на самом деле он был лишь «усиленный для навигации во льдах». Самостоятельно ломать льды он не мог, более того – экипажу приходилось постоянно ликвидировать вмятины обшивки, устранять течи, подкреплять шпангоуты имевшимися на борту стройматериалами для зимовщиков. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно, достигнув 1 сентября мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами, для захода на остров Врангеля уже не было ни времени, ни возможностей. Ледовая разведка, проведённая лётчиком Михаилом Бабушкиным на лёгкой амфибии Ш-2, подтвердила ухудшение обстановки, и 23 сентября «Челюскин» был полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков». Пароход медленно дрейфовал в сторону Берингова пролива, куда и вошёл 4 ноября 1933 – до чистой воды оставалось всего несколько миль, но течение понесло его обратно в Чукотское море.
Так начался последний этап дрейфа. 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Это не было неожиданным, все материалы и припасы заранее сгрузили на лёд, последующая эвакуация прошла организованно. Погиб только завхоз экспедиции, покидавший судно одним из последних и придавленный сорвавшимися брёвнами, когда корабль уходил под воду.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. После гибели «Челюскина» радиосвязь ледового лагеря О. Ю. Шмидта с материком обеспечивал Эрнст Теодорович Кренкель (позывной радиостанции «Челюскина» RAEMвпоследствии был закреплён за Кренкелем в качестве его личного радиолюбительского позывного). Была организована правительственная комиссия по спасению челюскинцев. Первый этап операции закончился 13 апреля 1934 года, когда со льдины в чукотское стойбище Ванкарем были эвакуированы последние челюскинцы. Дальше их самолётами и нартами доставили на Чукотку и переправили на «Большую землю».
Первые герои СССР
5 марта 1934 года лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 (он же – бомбардировщик ТБ-1) с тридцатой (!) попытки пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершён только 7 апреля, и полёты продолжались до 13 апреля, по несколько рейсов в день. За эту неделю лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на «Консолидейтед-Флитстер» 17AF и Иван Доронин на «Юнкерсе» W 33 совершили 23 рейса и перевезли всех челюскинцев в чукотское стойбище Ванкарем. Они стали первыми Героями советского Союза и были награждены высшей наградой СССР — орденом Ленина. Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также любимец Сталина лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. В то же время многих других участников спасательной экспедиции, сыгравших не менее важную роль в её обеспечении (механиков, пилотов) отметили наградами позднее или не наградили вообще.
Спасение челюскинцев показало высокий технический уровень отечественных самолётов и мастерство пилотов. Наступило время авиационных рекордов. Впрочем, это уже отдельная история…
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)Наши соцсети:
🔊 VK - https://vk.com/ural_auto
🔊YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLzzLfBqwvyz9WTfUWITRAg
🔊OK - https://ok.ru/group/57850130727085
🔊TELEGRAM - https://t.me/chezvuk
🔊RUTUBE - https://rutube.ru/channel/23872366/playlists/Понравилась статья? Ставьте лайк, делайте репост)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#полярныеисследования, #дирижабли, #сибиряков, #челюскин, #первыегероиссср