Найти тему
Живая Средняя Азия

Сойоты: оленеводы Бурятии, которые дважды меняли язык

Сойоты, технически, всегда считались субэтносом в составе бурятов – поскольку они имели схожую культуру и говорили на бурятском языке. Однако, с определенного момента они стали учитываться отдельно, по той причине, что им был предоставлен статус коренного малочисленного народа Крайнего Севера. Живут они в Окинском районе Бурятии, который расположен на склонах Саянских гор. Согласно данным последней переписи населения, проведенной в 2021-м году, их численность составляет 4 368 человека.

Давайте сегодня поговорим об этом интересном народе.

По всему протяжению грандиозных евразийских степей с севера к ним примыкает лесная зона. В Европе это леса, характерные для умеренного климата, а в Азии – непролазная тайга. С незапамятных времен на границе этих регионов жили народы самодийского или тунгусо-маньчжурского происхождения, которые занимались тем, что разводили оленей, ловили рыбу, охотились на зверя.

По своему образу жизни они были близки степным кочевникам, которые обитали в более благоприятных условиях и держали другие виды скота. Но только таежное скотоводство было менее продуктивным, а потому северяне были крайне немногочисленными. Опять же, те племена, которые разводили коней, в военном плане были весьма могущественными.

-2

Неудивительно, что в очень давние времена на стыке леса и тайги происходило слияние народов разного образа жизни и этнического происхождения. К примеру, в эпоху раннего средневековья в регионе господствовал союз курыкан, в который входили роды тюркского, монгольского, тунгусского и самодийского корня.

Впоследствии он распался под напором врагов, причем, его монгольская ветвь дала жизнь бурятам, а тюркская – якутам, тогда как оленеводы того или иного происхождения ассимилировались. В других сходных географических регионах происходило то же самое. К примеру, великий полководец Субудай, один из приближенных Чингисхана, являлся представителем одного из оленьих народов севера.

С сойотами случилась та же история. Их предками были самодийцы из Западной Сибири, которые пришли сюда в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Они занимали таежные области, где занимались охотой, собирательством и оленеводством, но избегали степи, поскольку олени питались ягелем, который рос выше, в горах. В этом богатом, но весьма суровом, с точки зрения климата, крае, они выполняли важную экономическую функцию, поскольку осваивали те места, в которых не могли жить южные кочевники.

-3

Предполагается, что оленеводы региона, а именно, сойоты Бурятии, тофалары Иркутской области, тувинцы-тоджинцы и цаатаны из Северо-Западной Монголии торговали и роднились по всей широте Саян. Однако, влияние многочисленных и могущественных в военном плане соседей привело к тому, что со временем они разошлись. В зависимости от соседей и места своего проживания, эти народы самодийского корня перешли на тюркский либо монгольский язык.

Сойоты же в исторически обозримое время поменяли свой язык даже дважды. Они перешли на тюркский во времена гегемонии тюрок. Тогда же приняли культуру и сибирский шаманизм в той его форме, что характерна для алтайских тюркских народов. Позднее представители данного этноса попали под культурное влияние бурятов и стали часто жениться на бурятских девушках. С того момента они стали постепенно переходить на бурятско-монгольские диалекты. Хотя их тюркский язык, близкий к тувинскому, по сей день имеет ограниченное применение. А у цаатанов Монголии он хорошо сохранился.

В советское время была политика по приобщению сойотов к оседлой жизни. Многие из них оставили оленеводство и стали жить в бурятских деревнях Тункинского района. По этой причине они вошли в состав местных бурят и приняли их язык, культуру и образ жизни.

-4

Тогда как окинские сойоты остались в местах, которые были богаты ягелем. По этой причине они сохранили свой способ ведения хозяйства, а значит – сохранили язык и быт. В 1990-е годы их признали малочисленным народом севера, после чего были предприняты усилия по возрождению оленеводческого хозяйства в тесном взаимодействии с цаатанами из Монголии.

Поскольку сойоты, цаатаны, тоджинцы и тофалары предпочитали разводить оленей, они жили в тех местах, в которых не могли жить буряты, монголы и тувинцы. Благодаря этому они сохранили своеобразие в течение многих тысяч лет, хотя и перешли на языки своих соседей. Тем не менее, у них до сих пор сохраняется самодийский типаж – иные черты лица и более грацильное телосложение. Тогда как природные тюрки и монголы выше ростом и часто могучи телом.