Найти тему
Чувства Штиля

5 слагаемых эпичности альбома "Master of Puppets"

Taken from pinterest.com.
Taken from pinterest.com.

Недавно у Металлики вышел новый альбом. Музыканты показали, что порох, как говорится, еще есть и запала достаточно. А мне вспомнился альбом-легенда, который переживет и Металлику, и ее прижизненных фанатов - "Master of Puppets". Что же сделало его таким эпичным?

Бертон. Самый музыкально прошаренный член группы на момент создания альбома. Упорный басист он продолжил гнуть свою линию по части продуманных аранжировок. Клифф помогал коллегам допиливать материал и принес свой, в том числе с отсылками к классике. Во многом благодаря его критическому взгляду песни из альбома группа до сих пор исполняет на концертах. Как минимум без заглавной композиции ни одно выступление не обходится, а "Battery" частенько открывает их. Металлика может быть устала от этих песен, но фанаты их обожают. "Orion", недавно фактически возрожденный, благодаря вере в способности Трухильо, в очередной раз напоминает нам о бессмертии Клиффорда Ли Бертона. 

Мастерство. Оно на альбоме у музыкантов нереально выросло в сравнении с двумя предыдущими релизами. Хэтфилд образца начала 1980-х вряд сумел бы не то что сыграть риффы из "Кукловода", но даже подумать о них. Не зря же пластинка считается чуть ли не предвестницей прог-метала. Легенды ходят о том, сколько времени ушло у Джеймса, чтобы не только не сбиваясь играть "Disposable Heroes", но и параллельно петь. Неслабая такая головоломка для поющего гитариста. Соло Хэммета на альбоме поднимают планку, взятую на "Ride the Lightning". Они развернуты, небанальны, многочастны и ярки. Соло Кирка, как огонек или даже фейерверк, разгораются в нужный момент и быстро несутся куда-то вдаль, заполняя светом все вокруг. Возможно, в этом есть небольшая заслуга Джо Сатриани, у которого Хэмметт брал тогда уроки. Ульрих тоже в то время подзанялся ударными и потому расстарался. Как он играет эти песни живьем - другой вопрос, но на записи он все сделал отлично. 

Тяжесть. Казалось бы чего удивительного в металлическом альбоме? Таки да, удивиться есть чему. В то время на пластинках трэшевых команд было все еще многовато реверберации. Звукорежиссеры записывали их по старинке, не задумываясь. В итоге тяжесть растворялась в создаваемом звуковом пространстве, съедалась им. Металлика же предвидела схожие последствия и буквально давила на своего звукаря. Музыканты довели реверберацию гитар, баса и барабанов до возможного минимума. Они "высушили" и без того "сухие" гитары и добились, что слушатели продолжают воспринимать пластинку как действительно тяжелую. 

Лирика. Стихи Хэтфилда не уступают по тяжести и серьезности музыке. "Master of Puppets", "Sanitarium", "Leper Messiah" и другие полны душераздирающих и точных "кукловодческих" метафор и прочих личин контроля и порабощения: наркомании, насилия, агрессии, произвола врачей, военных и проповедников. Нетронутый еще педагогами, вокал Хэтфилда надрывно, будто сквозь слезы, кричит нам о проблемах, которые общество так старательно обходит и замалчивает. Услышали ли его те, в чьих силах их решить?

Смерть. Да, Костлявая чему угодно добавит эпичности, как бы цинично это ни звучало. "Мастером" закончилась эпоха Бертона в творчестве Металлики и чуть было не похоронила группу. Еще бы: когда умирает самый крутой композитор, соратник, друг, невольно задумаешься о роспуске коллектива. Led Zeppelin распались после смерти Бонэма, чего уж говорить о Металлике. Но музыканты нашли в себе силы продолжить без чуткого взгляда Клиффа в партитуры, без самоповторений, с ворохом новых идей. Одобрил бы Бертон эти идеи? Думаю, вполне. Может быть он, как Ньюстед, в какой-то момент покинул бы группу, но вряд ли бы принялся осуждать ее музыку. 

Металлика прошла за десятилетия после "Кукловода" огромный творческий путь, относиться к которому можно по-разному. Но "Master of Puppets", словно знамя, реет над ними. Песни с альбома любимы фанатами. Крутость, эпичность и влияние его на многих других музыкантов и металл неоспоримы.