Найти в Дзене
Пилот параплана

Немного о весенних потоках.

Оглавление

Давайте подумаем, почему весной погода сильная, а условия не простые.

Долгая зима сменилась весной и вот, настало время для полётов в термиках. Вы уже заранее подготовили своё снаряжение и ждёте субботы как праздника. Наконец-то тепло и облака в небе вас манят к себе.

Но что-то, что не даёт вам уснуть, говорит вам, что завтра будет жарко. Погода сильная и термики будут мощные. Днём тепло, ночью холодно. А готовы ли вы к таким условиям после зимней спячки?

Посмотрим глобально.

Весной солнечная радиация поступает к нам в том же количестве, что и летом. Весна окончательно заканчивается после летнего солнцестояния, в июне, а апрельское солнце прогревает Северное полушарие нашей планеты под таким же углом, что и в середине августа. Солнечные лучи падают на крутые и сухие склоны под 90 градусов, нагревая прохладный весенний воздух.

Весна уникальна тем, что в средних широтах уже тепло, а на севере еще полно льда и снега, которые не дают земле нагревать воздух и по этой причине атмосферных фронтов возникает больше чем летом.

Фронтальные системы, или среднеширотные циклоны, изображены в виде изобар с большой буквой Н. Внетропический, или среднеширотный, циклон помогает смягчить температурный градиент по широтам, так как тут происходит смешивание тропических и полярных воздушных масс. Полярный воздух переносится к экватору, а субтропический - к полюсу. В некоторых регионах устойчивая череда этих циклонов приводит к длительным периодам плохой погоды. Когда проходит фронт, то нужен день для того, чтобы воздух стал более стабильным и менее влажным. За то на второй день начинается лучшая погода, с сухим воздухом и высокой базой.

Чистая атмосфера.

Прибывший из полярных областей воздух, абсолютно прозрачен и лишён взвеси в виде частиц пыли и дыма. Это позволяет солнечным лучам беспрепятственно проникать к земной поверхности. В летние же месяцы, в период антициклонов, в воздухе накапливаются микроскопические частицы, которые не дают лучам беспрепятственно достигать земли и те, в свою очередь, нагревают частицы пыли в воздухе, а от них и сам воздух.

И так, солнце согревает ваши щёки, а низкая температура точки росы вместе с обещанным в прогнозе тёплым днём, обещают высокую базу. Остаётся надеяться на то, что ветер днём сильно не раздуется и вам можно будет полетать.

Весенние маршрутные деньки.

Чтобы термик был сильным, необходим хороший нагрев у поверхности и толстый слой воздуха, с хорошим градиентом, чтобы теплая воздушная масса быстро поднималась вверх, разгоняясь при этом. Весной обычно меньше лётных дней чем летом, но если погода лётная, то она будет с высокой базой, потрясающими видами, большим лётным окном и сильными потоками. Особенно после прохождения холодного фронта. Из-за более сухого воздуха чем летом, база выше и потому проще пересекать долины. Ведь не даром самые большие горные маршруты летают именно весной. Весной создаётся больший градиент температуры по высотам. Земля суше чем летом и нагрев ее проходит интенсивнее. Если есть зелёная растительность или влага, то часть солнечной энергии тратится не на нагрев поверхности, а на испарение влаги.

Когда есть листва, она замедляет прогрев земли. Наверху деревья всё еще голые и Солнце спокойно прогревает и землю и их, создавая восходящие потоки. Земля нагревает воздух, передавая тепло конвекцией и излучением. Листва и травяной покров являются помехой для конвекции. По этой причине летом температурный контраст между воздухом и поверхностью меньше. Земля излучает инфра-красное излучение прямо в космос, расходуя меньше энергии на нагрев воздуха. А вот конвективные процессы - это то, что нам надо.

Так выглядит картина весной

. Если вы не любите летать летом в полуденный зной, то тем более я вам не советую летать весной в это же время, особенно после зимнего перерыва.