От автора канала
Меня частенько спрашивают, не встречался ли я в полетах с НЛО или хотя бы с чем-то таким, не очень понятным. И знаете, друзья, будучи прожженным анти-конспирологом и материалистом, обычно я отношусь ко всякого рода теориям заговора с юмором, даже с едким сарказмом, но вот к теме встречи пилотов с удивительными явлениями отношусь спокойнее. Нет, сам я не припомню, чтобы встречался в полетах с чем-то, что нельзя было бы объяснить, но есть у меня знакомый пилот, который встретился с тем, чему объяснение дать сложно. Более того, не он один стал свидетелем.
Об этом (и не только) сегодняшний рассказ.
***
(Отрывок из цикла рассказов "Побеждает тот, кто не отвернул")
Тихий июльский денек. Тепло, хорошо! Уже прошла пора надоедливой мошкары, да и комарье не докучает. Мы – мой отец, дядя Толя и я – сидим в беседке на даче друга моего отца близ города Рубцовска. Шашлык пожарен, часть за разговорами о том, о сем, о летном уже съедена, градус у старичков уже подрос, ну а я ограничиваюсь квасом, так как работаю
водителем у нашей дружной компании.
Дети мои из-за стола свинтили – чего им пилотскую болтовню слушать, если есть смартфоны и розетка, и даже связь плохо, но работает?
Мы и «полетали» уже, и про атомные подводные лодки поговорили – дядя Толя служил на таких перед тем как поступить в Бугурусланское летное училище, именно поэтому он, будучи старше моего отца, был у него вторым пилотом на Ан-2 в рубцовском авиаотряде.
В далеких-далеких 1970-х годах… Меня тогда еще даже в проекте не было.
Дядя Толя уже появлялся на страничках моих рассказов. Точнее, в рассказе моего отца о работе командиром Ан-2.
| Небесная история с участием Анатолия Юдина
А на атомной подводной лодке дядя Толя не просто служил, он ходил в походы. И не просто походы, а контролировал злодеяния американских авианосцев во время войны с Вьетнамом.
Как матрос, конечно.
- …время подлета – пять минут до Вьетнама. – рассказывает дядя Толя о том, как стоял в Тонкийском заливе. - Они взлетают, пять минут – отбомбились и заходят на посадку, «Фантомы» эти, Ф-4.
- Ну а вы-то как можете предотвратить? Вы что предотвращали-то там? – интересуется отец.
- А просто наблюдали, - разводит руками дядя Толя. – А чего бы мы, ракету пускали в него, что ли?
- А смысл тогда было бегать за ним? Ждали команду?
- Это же учеба была. Ждали команду и напрягали их. Если у него двадцать противолодочных кораблей сопровождения… ну а мы пробивались же, - взмахивает кистью дядя Толя.
– А вот у нас Кнут с Камчатки… Там еще «Орискани», авианосец есть такой. Так он между этим «Орискани» и крейсером сопровождения… взял всплыл. Те: "Ну как так?"…
Дядя Толя разводит руками, едва заметно усмехаясь, показывая потрясение американцев.
- …акустики на каждом корабле, вертолеты висят, эти, с буями.
Помолчал, улыбнулся краем рта, как бы извиняясь.
- Всплыли. Кнут поднялся, честь отдал. И - раз! Нырнули и ушли.
Отец удивляется:
- Если они, подводные лодки, шумные такие были, их же должны были… Или они просто с дураками не связывались, наверное? У них же двадцать кораблей сопровождения, они же могли просто утопить.
Дядя Толя слушает, прожевывая кусочек шашлыка, кивает.
- Или вы знали, что они не нападут?
- Ну естественно.
- А у нас, как назло, авианосца рядом не было, чтобы их капитан всплыл и вот так вот сделал, - шутит отец, прикладывая руку к виску, показывая, как сделал бы американский капитан, будь у СССР по соседству авианосец, в ответ на дерзость камчатского коллеги. - Честь отдал и уплыл!
Дядя Толя объясняет:
- У нас же Никита Хрущев как сказал…
Отец не дает договорить, демонстрируя отличную политическую подготовку:
- Авианосец – оружие агрессора!
- Да! – улыбается дядя Толя. – А у нас ракеты есть, которые нас… оборонят.
Смеются.
Наконец, я решаюсь мягко подтолкнуть дядю Толю к рассказу, который меня больше всего интересует, ради сохранения которого для потомков я даже камеру поставил (отчего и пишу диалоги с такими подробностями в этом рассказе):
- Ну давай, дядь Толь, расскажи, как с НЛО встретился, - для потомков. Как попал в СМИ, средства массовой информации.
Пока вместе на дачу ехали, я честно предупредил ветерана-авиатора о том, что в обязательном порядке попрошу его еще раз рассказать обстоятельства истории, которую будучи совсем еще пацаном прочитал в «Алтайской правде». Та статья была очень короткая, но в ней была указана фамилия командира самолета «Л-410», встретившегося с необъяснимым явлением. Возможно, поэтому фамилия "Юдин" в моей памяти и впечаталась накрепко, хоть, конечно, в разговорах отца она не раз и не два звучала, как и фамилии других коллег по работе.
Улыбаясь, гляжу на дядю Толю. Тот на мгновение задумывается над вопросом, потом вспоминает наш разговор в дороге, и начинает свой рассказ:
- Это было… Сейчас расскажу точно. Витю Котова помнишь? - обращается к отцу. Тот кивает:
- Помню.
- Он у нас был командиром эскадрильи одно время. И девятнадцатого октября восемьдесят девятого года... Он был проверяющим, сидел на правом кресле, я – командиром. Мы летели из Кемерово в Барнаул. Ну, пассажиров полная куча там, нормально все, аншлаг. И Витя мне показывает направо, говорит: «Смотри! Что это такое?» Я вот так голову наклонил, - дядя Толя показывает, как он наклонился в тесной кабине «Элки», чтобы заглянуть в правое окно, – Смотрю… Как с Луну, громадную такую Луну, шар! И внутри этого шара крутятся две звездочки. Черные. Черные звездочки крутятся против часовой стрелки.
- Это вы в каком районе летели? – уточняет отец.
- Дальше рассказываю, - улыбнувшись, отвечает дядя Толя.
- Ну хорошо, - кивает отец.
Хозяин продолжает:
- Ночью расстояния… Ну вот ты, - показывает на меня, - Пилот. И ты, - показывает на отца, - Иваныч…
- Бывший пилот, - подсказывает отец.
- Тоже бывший пилот, - подтверждает дядя Толя. – И я.
Улыбаясь, тычет большим пальцем себе в грудь.
Чуть закашлявшись, продолжает:
- Это в районе Калманки было. Ночью, то есть в районе двадцать ноль-ноль… в ноль одну там, - машет рукой: непринципиально, мол.
- На «Чебурашке*»? – уточняет отец.
- На «Чебурашке».
| *Прозвище самолета Л-410 у алтайских авиаторов.
- А как вы в Калманке очутились? – удивляется дотошливый отец.
- С Кемерово летели, - быстро подсказываю я.
- Мы с Кемерово летели, я уже рубеж восемьдесят доложил на две четыреста метров.
- Понял, ясно, - кивает отец.
- ...доложил, и мне: «Снижайтесь тысяча двести к четвертому…», - показывает кистью жест, знакомый каждому пилоту, как они снижались.
- Так Усть-Калманка-то с какого боку? – не отстает отец, демонстрируя прекрасную память района полетов вокруг Барнаула.
- Может, Тальменка? – подсказываю я.
- Ой, - смутился дядя Толя, - Тальменка!
- Ну ты так и говори, - шутя упрекает друга отец, изображая серьезный тон, - а то сейчас люди послушают и начнут те же вопросы задавать.
Отец – опытный форумный воин, знает цену неточности в комментариях.
- Ну он нечасто летал просто в ту сторону, - встаю на защиту дяди Толи.
- Там вообще не было со стороны Усть-Калманки… - начинает отец…
- Ну, ясно! - перебивает на правах рассказчика дядя Толя. – Мы со стороны Кемерово заходили, рубеж восемьдесят доложили на две четыреста. Нам: «Снижайтесь тысячу двести». С прямой шли, курс посадки 239. Всё, начали снижаться, и вот тут мне Витя Котов и сказал: «Смотри!»
- Пальцем ткнул, как ты мне когда-то: «Посмотри на “палец”», - ехидничает серьезным тоном отец, напоминая о памятном случае из их совместных полетов на Ан-2. Дядя Толя кивает, смеется.
- Ночь, расстояние определить… И вот этот шар матового цвета. И вот внутри матового цвета две звездочки вот так, как по спирали, - показывает вращательными движениями кисти, - крутятся. Как бы закручиваются, друг за другом вращаются против часовой стрелки.
Слушаем внимательно, даже отец уже не перебивает.
- Что дальше было: внизу, вижу… как спираль, как лепесток ромашки, – показывает дядя Толя овал, исходивший вниз от непонятного шара. – Как два прожектора от этого объекта, и что самое интересное…
Дядя Толя чуть подался вперед к столу. Я знал, что он дальше скажет, но все равно весь во внимании.
- Что самое интересное, на деревьях, которые внизу, на соснах… Там уже выпал снег, и на ветках, на лапах – снег.
Разволновался старик, пытается показать пальцами толщину снега, который он увидел на ветках.
- Высота примерно две тысячи была? – отец понимает, что именно хочет донести дядя Толя.
-Да! И как я, - тычет пальцем в свою грудь, - как я мог увидеть с двух тысяч вот этот снег?!
Поворачивается ко мне:
- Понимаешь? Вот это меня больше всего удивило!
Помолчал, собираясь с эмоциями. Продолжил:
- А потом такой… страх. Ну, я ничего тако…
- Животный, - подсказывает отец.
- Да, животный. – соглашается дядя Толя. - И я этому, диспетчеру, говорю: «Посмотрите, пожалуйста, на локаторе справа от нас метку», - мол, я вижу такое-то. Ну, диспетчеру, на «Подходе» Барнаула.
Я киваю, жду продолжения.
- А он: «Нет, ничего не наблюдаю. Сейчас…» и потом через минуту-две говорит: «Да вот, диспетчер «Руления… (а он же тоже сидит там наверху) говорит, что там визуально наблюдают этот объект».
- Они визуально наблюдают этот объект? – уточняет отец.
- Они. Визуально, просто, наблюдают.
- Гм.
- Ну и мы заходим на посадку… А тут с запада заходит Ту-154 киевский – ну, экипаж…
- Да, торты возили в Барнаул, - делится отец воспоминаниями о мелком бизнесе коллег-киевлян в светлую эпоху дефицита.
- И они были... Ну, мы к четвертому летим, а они – между вторым и третьим разворотом на высоте где-то… Пятьсот метров? – обращается к отцу, многократно прилетавшему в Барнаул с запада на большом реактивном Ту-154.
- Может, и повыше там.
- Ну, с Павловска они шли…
- Да-да, - кивает отец, предлагая пропустить известные всем троим подробности захода на посадку в Барнауле.
- И говорит: «Мы наблюдаем объект в стороне Тальменки, но только он желто-оранжевого цвета». Желто-оранжевый! Я так… - дядя Толя запинается, пожимает плечами, показывая удивление, которое его охватило. - Думаю: «Ничего себе. У меня - матового цвета и…»
Снова показывает, как вращались внутри черные звездочки.
- То ли он… Как двигатели были у него… В общем, бог его знает. Вот такая ерунда!
Сидим, молчим. Даже отец молчит, не перебивает. Ковыряется зубочисткой в зубах.
А дядя Толя продолжил рассказ.
Ту-154 приземлился первым – как более скоростной, он, конечно, «уделал» "Чебурашку". После посадки и окончания работ на самолете экипаж Анатолия зашел в АДП, а там… Толпа! Набросились на них, просят рассказать, что да как…
- Врачам, - с улыбкой вставляет отец, намекая на традиционное отношение к непознанному.
- Нет, - отрицает дядя Толя, - врачам – нет. А там же, помнишь, Иваныч, военный сектор был…
Аэропорт Барнаула – совместного базирования. К западу от основного, пассажирского, перрона – военные стоянки на отдельном перроне. Там обычно грузовики да транспортники стояли, иногда что-то более боевое. Но и первое, и другое прилетало в Барнаул не очень часто. Знаю потому, что подъехать на велосипеде к воротам из железных прутьев, перекрывающий путь к армейскому перрону, было для меня, пацана, вторым по значимости развлечением после поездки на привокзальную площадь.
Смартфонов же не было в то светлое время. Приходилось развлекаться как-то иначе.
| Видео из кабины пилотов "Посадка во Внуково"
Ну а дядя Толя говорит про военных авиадиспетчеров, которые сидели в том же здании, но дальше по коридору.
- Подошли, там подполковник дежурный был. Я ему, мол, мы такое-то видели там-то. А он: «Ой, да уже задолбали, с Барнаула звонят», - и все такое.
У военных на экране локатора тоже ничего не было. Но, самое главное – со слов подполковника, в Омске над аэродромом видели этот же (или аналогичный) объект. И посты ПВО, расположенные между Омском и Барнаулом, визуально наблюдали это необычное явление. И вычислили скорость этого объекта. Над Омским аэропортом он провисел пятнадцать минут, и после этого начал перемещаться. До Барнаула «добежал» за пять минут, то есть скорость была более пяти тысяч километров в час.
- Так это какой год был? – перебивает образовавшуюся паузу отец.
- Восемьдесят девятый год, девятнадцатого октября. – еще раз сообщает точную дату дядя Толя. – А я запомнил – знаешь из-за чего? У меня двадцать второго октября день рождения.
- Это тебе сколько в этом году исполнится?
- Семьдесят два.
Я хочу еще кое-что узнать об истории, запавшей в память в детстве, поэтому спрашиваю:
- Давали интервью всем? Приходили, спрашивали, записывали?
- Да не, раньше такого не было.
- Но в газете же написали…
- А в газете – да, но газеты нас уже не спрашивали, они сами что-то где-то. «Комсомольская правда» там свое что-то написала… В «Алтайской правде» написали. Ну и написали, что, мол, экипаж, под командованием вот этого… - тыкает себя в грудь и смеется - …летел не из Кемерово, а из Рубцовска в Барнаул. Ну это просто корреспонденты…
Руками изображает, как журналисты пишут.
***
Эх, хорошо мы тогда посидели! Ветераны повспоминали – «полетали», как говорят пилоты о таких вот «посиделках». Я - в сравнении с аксакалами отечественной гражданской авиации, молодой, - больше внимал, чем рассказывал. История авиации, тем более родной страны и родного Алтайского края - одна из моих любимых тем, я буквально наслаждался участием в этой неторопливой домашней "посиделке".
| "Один курсант из БЛУГА". КВС Ту-154, Ил-76, Ан-24, Ан-2
Лишь вечером разошлись. Прибрались в беседке, кое-что из несъеденного и недопитого оставили хозяину, погрузились в «Бегемота» и двинули обратно в Рубцовск. Высадили дядю Толю около его дома, сами проехали чуть дальше – к гостинице, где и переночевали: на следующий день по плану у нас был заезд на озеро Горькое – провести день и ночь в сосновом бору около большого алтайского озера на одной из турбаз. Затем предстояла поездка по местам обитания и упокоения моих предков, основателей рода, переселенцев из Полтавской губернии.
И уже когда я впервые выложил этот рассказ на своем канале на Boosty, получил комментарий, что 19 октября 1989 года был произведен последний ядерный взрыв на Семипалатинском полигоне.
Статья "30 лет назад на Семипалатинском полигоне произвели последний ядерный взрыв"
Вот такая история.
Дорогой читатель! Если вы еще не читали воспоминания моего отца об учебе в летном училище в 1970-72 гг, о полетах в СССР и после его распада, и если вам это интересно, то предлагаю к прочтению цикл "Один курсант из БЛУГА"
Первый рассказ цикла "Один курсант из БЛУГА"
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Книга "Профессия шофер самолета"
Вы мечтаете о небе и засыпаете, представляя в своих руках штурвал, но имеете слабое представление с чего начать, за что хвататься и чего вообще от профессии пилота ждать?
Эта книга расскажет вам об этом и не только!
| Книга "Профессия шофер самолета"