Начало
С серией познакомился уже давно, в детстве играл в четвертую и шестую части, подростком - в седьмую, но ни разу не проходил до конца и знания в серии оставались поверхностными. В 2016 понравилась Final Fantasy XV и после прохождения, закралась мысль погрузиться в серию гораздо глубже, и познать за что стала такой популярной и любимой игроками. Ну и как полагается, если изучать, то начинать надо с самого начала. Конкретно в данную часть играл пару лет назад, в Final Fantasy Anniversary Edition для PSP. Эмулятор и локализация оказались главными причинами отправки в ящик. В случае с локализацией, это не было проблемой в тотальном непонимании, а случались редкие затыки, когда упоминались имена собственные и намеки в разговорах персонажей, которые запутывали еще больше. Главная проблема заключалась в банальном нетерпении, на протяжении нескольких часов ждать заветные фразы, чтобы состыковать полноценный сюжет, но об этом позже. До нового прохождения добрался только после выхода в прошлом году коллекции Pixel Remaster. Скажу пару слов о самом издании, это сборник игр с I по VI части, выполненный в 2D, в пиксельной графике. Это ремастеры самых первых изданий игр, которые выходили в первозданном виде на NES и SNES. Разработчики изменили баланс, добавили много полезных функций, которые упростили игру, обновили музыку, подробнее расскажу дальше.
Сюжетная часть
Пару слов о завязке сюжета. Мир в полной тьме, всюду несчастья, в море бушуют штормы, пожары испепеляют леса, человечество в отчаянии. Одна старинная легенда гласит, что придут четыре воина света и спасут этот мир. И вот видим наших четырех главных героев, у каждого по одному погасшему кристаллу, которые нужно снова наполнить светом и избавить мир от страшных и могучих чудовищ. В нашем распоряжении четыре персонажа, классы которым выбираем самостоятельно:
- Воин - классический мечник, улучшается в Рыцаря;
- Монах - боец на кулаках, улучшается в Мастера;
- Вор - юркий, ловкий боец, улучшается в Ниндзю;
- Белый маг - поддержка отряда, исцеление, защита и т.д., улучшается в Белого волшебника;
- Черный маг - специализируется на атакующих заклинаниях, улучшается в Черного волшебника;
- Красный маг - гибрид черного и белого, учит заклинания и белой и черной магии, но мощные заклинания последних уровней выучить не может, улучшается в Красного волшебника.
Для приключения выбрал воина, вора, белого и черного магов.
Так началось путешествие. В городах нашим героям радуются и возлагают большие надежды на спасение мира. Мир населяет множество рас, на пути повстречаем гномов, эльфов, драконов, роботов, русалок и потомков древней цивилизации. Жители городов и замков крайне рады встрече с героями, верят что пророчество сбудется и ждут помощи бравых воинов. Повествование в игре строится таким образом, что четверка приходит в конкретную локацию, слушает рассказ персонажа или что произошло с этими людьми, поселением. Дальше персонаж рассказывает что требуется для его "счастья", что требуется сделать или найти. Герои отправляются на выполнение этого задания, возвращаются, получают заветные фразы с продолжением сюжета и идут дальше к следующим страдальцам.
Всем, кто не боится спойлеров и хочет почитать краткий сюжет игры, то ссылка вот тут.
Геймплей
В это интересно играть. Определенно, игра крайне увлекательна, но только первые 4 часа. Это классическая jRPG, игра стоявшая на восходе этого жанра, т.е. геймплей строится на путешествии по карте мира, на которой присутствуют локации в виде городов, пещер, подземелий, замков. Локации делятся еще на уровни или этажи, по которым передвигаемся с помощью лестниц и других проходов. При этом, двигаясь по глобальной карте или небезопасной локации, постоянно нападают чудовища и загружается пошаговый бой и случается это каждые 10 секунд. Казалось бы ничего серьезного, типичные энкаунтеры в jRPG, но разработчики сильно облегчили прохождение по сравнению с прошлыми изданиями, понизили сложность боев и увеличили количество гилов после побед в боях, местную валюту, которой тут теперь как песка в пустыне. Поэтому сражения проходятся на автобое и не вызывают никаких сложностей, если не жалеть денег на расходники и следить за показателями здоровья. В итоге получаем сюжет, который дается порционно, четырьмя фразами одного NPC и через час-два автобоев и зачистки пещер, другой NPC сообщает новые четыре фразы. Спустя 4 часа это сводится к рутине и пропадает изначальный живой интерес и запал. Тут же хочется сразу дать скидку игре за эти огрехи, не стоит забывать, что в 1987 году было крайне сложно уместить большие блоки информации. Придумать передачу сюжета иным способом - сложная задача. Это в 2023 уже привыкли к катсценам и 10-минутным диалогам, тогда таких вариантов не было. Гайды для новичков, гайды по механикам игры и карты распечатывали в виде отдельных печатных материалов и вкладывали в коробку с картриджами.
Кто желает ознакомиться с таким 80страничным изданием по Final Fantasy, то ссылка на pdf-файл тут.
Ну и сложность в ранних изданиях заставляла попотеть даже в начальных боях, а в Pixel Remaster полным составом мой отряд погиб в бою только один раз, на финальном боссе. НО, спасибо за автобой, это новая механика, которой не было раньше, прокликивать каждую атаку в таких легких однотипных боях было бы еще утомительней. В игре присутствуют проблемы в неправильном балансе и сложности, а не в этой функции.
Отдельно выделю уровни с многочисленными пустыми комнатами... Благо разработчики прикрутили внутриигровую карту, которой тоже не было в прошлых изданиях (только в виде печатного буклета в первых версиях игры). На карте мира отображаются локации, в которых уже побывала четверка героев, что дает плюс в ориентировании. На картах локаций отображаются сундуки и комнаты на том уровне, где стоит отряд, посмотреть что ждет на других этажах нельзя, только на текущем уровне. В комнаты заходим, чтобы проверить, стоят ли там сундуки с сокровищами или ищем проходы на этажи выше или ниже, но 70-80% этих комнат пустые. В игре присутствует приятная фича или баг - если на уровне много комнат и непонятно в какие стоит идти, а какие пропустить, то заходим в ближайшую комнату, открываем карту и смотрим содержимое других комнат на этом уровне, таким образом можно сразу определить куда стоит идти и составить маршрут заранее. Это намного облегчает как само прохождение локаций, так еще и экономит уйму времени на исследование, т.к. в некоторых локациях встречались по 16 комнат и каждые 10 секунд нападают чудовища. Каждый второй ругает разработчиков современных игр за специальное растягивание времени прохождения на бессмысленный сбор лута, но этим увлекались уже тогда, накидывая энкаунтеры так часто.
Итого, разработчики этими нововведениями облегчили игровой процесс, но забыли о балансе. Из страданий от сложности игры, превратили в мучения от рутины и однотипности. Тут уже стоит задуматься, а что было бы хуже.
Но вот чему поставлю жирный минус, так это прокачке персонажей. Она тут присутствует, но она не нужна. Единственное, что разделяет персонажей здесь, это то что белый маг учит только белую магию, а черный - темную. На характеристики персонажей нельзя повлиять никак, распределение при повышении уровня происходит автоматически и сам уже выкручивайся, как бы так быстро не умирал черный маг из-за малого количества здоровья.
Если подвести некий итог по геймплею игры как процессу, то в это приятно играть, о сопутствующих позитивных аспектах еще скажу ниже. Но повторюсь, изучив механики игры в первые часы прохождения, быстро приедается. Тут уже зависит от терпения каждого игрока, каждому свое, некоторым приятны рутинные дела, другие хотят разнообразия.
Визуальная часть
Что же касается визуала, то, конечно же, издание для PSP - топ и не идет ни в какое сравнение: аккуратные модельки персонажей и чудовищ, приятный задний фон, естественные и приятные для глаз цвета. При этом уже лишаемся новых функций, локализации, тут уже чистая вкусовщина, кому что больше важно. Никак не упрекаю Pixel Remaster, такая стилистика - выбор авторов и лучше нарисовать вряд ли получится. Игра разрабатывалась под широкоформатные экраны, никаких растягиваний пикселей или программных апскейлов эмуляторов нет. Не нужны никакие дополнительные усилия для запуска - купил, скачал, играешь и никаких проблем с сохранениями.
Вот к чему появились серьезные вопросы, это к локализации. Никаких претензий конкретно к переводу, но программисту стоило бы оторвать руки за такое исполнение. Это крайне сложно читать, часто сбиваешься или составляешь другие слова.
Иногда появлялось желание переключить на английские субтитры, но этих диалогов здесь не так много и это в силах перетерпеть, кому же не суждено, то welcome или читайте дальше. Только после прохождения узнал, что текст на старте читался нормально, но после патча, в котором изменили шрифт, текст ушел в пляс. Данную ошибку исправлять никто не стал или не захотел, надеюсь на консолях выпустят игру без этой проблемы. На ПК же в центре сообщества игры в Steam лежат инструкции как вернуть шрифт, который читаем и приятен для глаза.
Звуковая часть
Подбираемся к вишенке на торте, которую специально оставил напоследок. Саундтрек в каждом моменте игры звучит невероятно завораживающе. На сколько музыка изящно подобрана к каждой локации, это удивляет каждый раз. Музыка маскирует рутину игры, подчеркивает сказочность сюжета. Бродить часами по подземельям? Ладно, с таким фоновым звуком это здорово и атмосферно. Какие же эпичные схватки с боссами, какой великолепный саундтрек в мире русалок и в святилище Хаоса. Не передать словами. Это еще и в новой аранжировке, которая звучит на уровень лучше, чем в прошлых изданиях.
Ссылка ознакомиться с саундтреком тут. Рекомендую послушать Prelude, Chaos Shrine, Matoya's Cave, Sunken Shrine. Удивительно звучит.
В сумме с таким сюжетом получается хорошая сказка.
Вывод
Если подводить итог, то это не было выдающимся произведением, но это было сделано с душой. Помимо звуковой составляющей здесь остается много проблем. Эта игра собрала в себя лучшие черты из популярных игр жанра того времени, таких как Ultima, Zelda и Dragon Quest. Компания Square на момент разработки находилась на грани банкротства и делала последнюю игру, последнюю попытку остаться на плаву, остаться в бизнесе. И кажется вложили душу и много любви в эту работу, если бы это обернулось провалом, то хотя бы создали главный проект компании. Final Fantasy вызывает противоположные чувства во время игры, от скучного надоедающего геймплея до детского восторга от истории, но в это же время ощущение того, что это банальный и клишированный сюжет и в большей части предугадываешь события, но даже в этом чувствуется любовь авторов. Это получилась отличная сказка, воистину Последняя фантазия.
Что же касается оценки, то нельзя опустить минусы, но стоит сделать скидку за возраст. Оценил так:
1 сюжет
1 геймплей
2 визуал
2 музыка
2 общие впечатления
Итого: 8/10