Как родителю, сохранив авторитет и не сломав ребенка, решить эту проблему 21 века.
Все чаще СМИ сообщает о конфликтах детей и родителей, связанных с учебой, а именно нежеланием детей учиться и посещать учебные заведения. Огласку дают тем случаям, где все заканчивается трагедией, однако еще сотней историй становятся свидетелями детские психологи, к которым обращаются за помощью родители.
Я взяла для вас интервью у подросткового психолога и лектора по психологии, Марины Пшеницыной. Марина, как никто другой, знает суть проблемы изнутри благодаря работе с самими родителями и подростками, а также сотрудничеству с государственными учебными заведениями.
Цель интервью - понять, как же действовать родителям в подобных ситуациях и, не потеряв авторитета, замотивировать ребенка учиться.
- Марина, подскажите, часто ли вы на консультациях сталкиваетесь с подобным нежеланием детей идти в школу, так ли распространена эта проблема на самом деле?
- Да, тема действительно болезненная для многих родителей. Каждую неделю ко мне приходят новые клиенты с вопросами об учебе в средней школе. Практически у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом – скатился… Многие родители школьников сталкиваются с подобной проблемой, когда подросток в 8-9 классе вдруг сообщает, что не хочет ходить в школу.
На расспросы и уговоры родителей следует простой ответ: «Не пойду и всё». У мамы с папой начинается психоз: «а дальше-то, что будет? А выпускные классы как?» Разочарование в ребенке полное, будущее потерянно.
- Скажите, а что в данном случае делать маме? Силой вряд ли достигнешь тут положительного результата, уговоры тоже не выход, как тогда быть?
- Современные родители читают, смотрят, слушают психологов и понимают, что подростковый возраст – объективно сложный период для ребенка, когда важно разрешить ему стать самостоятельным: решать, с кем дружить, в какой одежде ходить, что съесть на ужин. Но как только дело касается школы, все родительские знания тут же улетучиваются.
Что делают родители:
- Строят и заставляют;
- Капают на мозги;
- Запихивают везде – по максимуму все попробовать;
- Забивают и расстраиваются.
Задумайтесь, а что хочет сам подросток:
1. Свобода. Но свобода — это не равно ответственность. Свобода – это самостоятельность.
2. Секс – он занимает очень много места в голове подростка, бушуют гормоны.
3. Риск. Рисковое поведение очень плохо сочетается с нашим чувством безопасности.
4. Тупить. То есть лежание на диване в гаджетах.
5. Принятие. Они очень хотят получить признание от родителей, чтоб они принимали его таким, какой он есть. То же самое они хотят от сверстников, но мало у кого с первого раза получается достичь гармонии.
6. Стремление к новому опыту.
7. Мощная необходимость понять себя.
8. Определиться. Кто они, что они, чем они хотят заниматься. Будущее вызывает у них такую же тревогу, как и у родителей.
Есть тут что-нибудь про учёбу?
В подростковом возрасте характерно падение мотивации, в частности, к учёбе. Подросток находится в «мотивационной яме» между 5 и 9 классом, там происходит переход в среднюю школу.
К этому возрасту дети уже разобрались, что учёба — это не так интересно и увлекательно, как им рассказывали. Им уже не так важно мнение родителей, мнение учителей, но все ещё им недостаточно понятно, а зачем им это нужно и какой толк в этом ежедневном зубрении, слушании, отвечании и т.д.
К сожалению, школьная система не добавляет мотивации, связанной с процессом обучения. У родителей на фоне этого подскакивает тревога: «как так, ребёнок сейчас потеряет свое будущее только потому, что не очень понимает зачем».
- Спасибо за ответ, это очень ценная информация для родителей! По себе помню, как учеба в подростковом возрасте ушла на второй план и беспокоили совсем другие вопросы.
Я слышала такую мысль, что ребенок в принципе не видит нужды в учебе и не хочет учиться из-за этого, правда ли это?
- Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. К 12–13 годам снижение мотивации к учебе вполне закономерно.
Общение со сверстниками становится более значимой деятельностью для ребенка и часто становится основной мотивацией посещения учебного заведения.
-Тогда получается, что если у ребенка есть сложности с общением, то он совсем не захочет идти в школу?
- Конфликты с одноклассниками могут повлиять не только на учебу, но и на общее психологическое состояние подростка. Чувство одиночества в коллективе, когда весь негатив направлен на одного ребенка, морально угнетает несформировавшуюся личность.
Подросток чувствует себя изгоем и находится в состоянии постоянного стресса. Последствия могут быть трагическими: в лучшем случае это заниженная самооценка и неспособность существования в социуме, в худшем – попытка суицида.
Также у подростков часто возникают конфликты и недопонимания с педагогами — это тоже может быть причиной отказа посещать школу. В этом могут быть виноваты как дети, так и сами учителя.
Ребёнок мог неудачно пошутить, грубо высказаться, не сделать домашнее задание, тем самым разозлить учителя. Так и педагог может занижать оценки, требовать слишком многого от учеников, некорректно выражаться на уроках.
Задача родителей – выяснить, с кем из педагогов конфликт у ребёнка, какова причина и на какой он стадии. Затем устранить его.
- Согласна с вами, вообще считаю, что от педагога многое зависит. Помню, как сама прогуливая школу, приходила только на уроки алгебры и геометрии. Пробиралась в школу, с удовольствием слушала учителя, а после сбегала гулять снова. Помню меня тогда не понимала моя компания, зачем я это делаю, но быстро смирилась.
Марина, а какой главный совет вы бы дали родителям?
-Главный совет, который можно дать родителям: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка – познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы.
Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ними языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали.
- Я недавно была свидетелем неприятной истории, как раз связанной с учебой, хочу узнать ваше мнение.
Я с семьей проходила мимо школы. Впереди нас шел мальчик, класс 7, не больше. Походка в припрыжку, улыбка до ушей, видно, что он очень доволен собой.
Парень достает телефон, набирает номер и на всю улицу кричит «МАМА, я получил четверку, я молодец!!!», но тут его походка резко меняется, шаг замедляется, улыбка сменяется ярко выраженной обидой… дрожащим голосом он говорит «ну мама, 4 это же тоже хорошо, это же не 2».
Что-то ему отвечают и уже почти в слезах парень сворачивает на детскую площадку и начинает пинать куст.
Что у меня, что у мужа история вызвала одинаковые эмоции – боль и обида за мальчика.
Марина хочется услышать ваше экспертное мнение, как родителю стимулировать ребенка учиться хорошо, но и не губить его как личность. Как реагировать на оценки? И к чему может привести подобные истории?
- Что делать родителям, чтобы помочь подростку вернуть интерес к учебе:
- Поговорите о мечтах и целях на будущее. Кем хочет стать ребенок, когда вырастет? Где и чему он хочет учиться после школы? Какие знания ему потребуются, чтобы туда поступить?
- Помните, что отношения в семье напрямую влияют на успехи в учебе. Если у ребенка стресс, ему не до новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Сделайте так, чтобы дома ему было комфортно.
- Поддерживайте авторитет учителя. В присутствии ребенка всегда говорите об учителях уважительно и никогда не позволяйте себе их ругать или оскорблять. Никто не захочет хорошо учиться у плохого учителя.
- Делитесь личным опытом. Расскажите про свои двойки и пятерки, про отношения с учителями, одноклассниками. В доверительной беседе с ребенком вы можете узнать обо всех его сложностях и найдете возможность его поддержать.
- Не ругайте за ошибки. На них учатся. И не сравнивайте своего ребенка с другими, более успешными учениками. Сравнения не мотивируют. Скорее наоборот.
- Объясните подростку, что обучение — это зона его ответственности. Помогите ему понять, зачем учиться в школе и как учеба повлияет на его будущую жизнь. Родители могут помочь с репетиторами, организовать рабочее место, создать благоприятную обстановку, но ни в коем случае не делать домашнее задание за ребенка.
- Многим родителям кажется, что успех и счастливое будущее ребенка напрямую зависят от оценок.
Это в каком-то смысле так, но в гораздо большей степени будущие успехи подростка зависят от уверенности в своих силах, любознательности, отсутствия боязни ошибаться и проявлять себя.
Поддерживайте способности и таланты детей, и у них обязательно все получится!
- Ох, как я с вами согласна! Уверенность в себе крайне важна для достижения успеха и намного проще помочь ребенку вырасти уверенным, чем потом во взрослом возрасте эту уверенность в себе взращивать. Я работаю со взрослыми и вопрос уверенности у моих клиентов всплывает всегда.
Марина, еще такой вопрос – как быть маме, если она чувствует, что не справляется: чтобы она не делала, ребенок не хочет в школу, причины не говорит, совсем закрылся. Как можно попасть к вам на консультацию и можно ли повлиять на подростка через работу с мамой, если он напрочь отказывается от работы с психологом?
- Да, конечно, более того первая встреча с родителями очень важна, ведь именно вы растили своего ребенка и находитесь с ним постоянно. Вместе с мамой мы подбираем подход к ребенку, и ситуация в семье меняется, а в дальнейшем и сам ребенок замотивируется прийти. Как это сделать, я конкретно рассказываю маме.
- Супер, а сколько стоит первичная консультация?
- Первичная консультация для наших читателей будет бесплатной. На ней мы познакомимся, выявим причины сложившейся ситуации и проложим маршрут действий, благодаря которому ситуация будет налаживаться.
- Спасибо за такую возможность! Уверена, нас читают родители, которым важно получить такую консультацию от специалиста с колоссальным опытом, да еще и бесплатно!
❗Уважаемые читатели, если у вас есть вопросы, смело пишите их в комментарии, вступайте в сообщество Марины, там она быстро вам на все ответит и поможет разобраться с вашей ситуацией.
Интервью давала: Марина Пшеницына, эксперт в области подростковой психологии и лектор по психологии в ВУЗе.
Интервью для вас брала: клинический психолог, магистр психологических наук, Эльвира Дьяченко. Автор мотивационного ежедневника «Мой путь к успеху». Опыт работы 10 лет.
Сообщество для тех, кто хочет лучше разбираться в психологии и менять свою жизнь к лучшему, в VK - https://vk.com/opsihologii_prosto
Сообщество для экспертов и предпринимателей - https://vk.com/prodvizheniedyachenko
Личная страница Эльвиры в VK - https://vk.com/id60066002