Лев - это самый известный символ Богини Матери, а в Малой Азии видимо самый популярный символ вообще. Ибо здесь, в частности во Фригии и Лидии, Кибела (Богиня Мать) считалась верховным божеством. У греков это божество имело больше форм, самая популярная из которых это Артемида, но также богиня Лето, и как отдельный вариант - Деметра и Персефона, видимо древнейшее женское парное божество, которое со временем трансформировалось в культ двух богинь плодородия. При этом, надо отметить, лев не связывался непосредственно с Персефоной и Деметрой, но возможно наследовал от них символику двойственности, ибо львов очень часто изображали парами.
Сущность двойственности женского божества мы попытаемся рассмотрим позднее, а сейчас полюбуемся на изображения каменных львов из Малой Азии. В этот пост я собрал их фигуры из музеев Антальи и Коньи в нынешней Турции.
Ниже, каменные львы из моего любимого археологического музея в Конье. Здесь нет львов на крышках саркофагов, но есть великое множество их отдельных фигур. Присутствуют и парные львы. Можно предположить, что эти статуи, также как и в Анталье, имели мемориальное (погребальное) назначение. Но возможно и иное.
Интересно, что этих каменных львов римского времени активно использовали для оформления фонтанов. У многих фигур сохранились отверстия, через которые подавалась вода. Фонтаны со львами известны с очень раннего времени, уже в бронзовом веке они использовались на Ближнем Востоке. Видимо очень рано львы стали ассоциироваться с водой.
В средние века и позднее этих львов все так же использовали для уличных фонтанов. В средневековой Конье фонтаны находились в каждом жилом квартале, из них население города получало воду. Такая популярность изображений льва в Конье может быть в том числе свидетельством распространения шиитской идеологии в Сельджукском султанате, ведь лев это главный символ исламского святого Али ибн Абу Талиба, которого звали Асадулла «Лев Аллаха».
Активное использование каменных львов под фонтаны порождает вопрос о том, создавались ли они специально для этой цели, или их использовали вторично, снимая с более ранних погребальных монументов. Как мне кажется, более вероятно второе. Ибо большая часть монументальных львов в Малой Азии все же отверстий для воды не имеет. И в целом, использование львов под фонтаны - это скорее характерная черта именно Коньи, средневековой столицы Сельджукского султаната. Т.е. под фонтаны каменных львов здесь стали использовать только в средние века.
Символ защищающего льва, как особая форма Богини Матери, был широко распространен по всему Ближнему Востоку. В частности в Пальмире хорошо известен лев арабской богини ал-Лат (Аллат) I века н.э., который также несомненно защищал газель под собой. Надпись на его левой лапе однозначна - "Аллат благословит любого, кто не прольёт кровь в святилище".
Кроме копытных в музее Коньи под ногами у львов можно заметить и маленькие фигурки людей. Кого они изображали не совсем ясно. Вполне возможно, что людей заказавших создание этих львиных монументов и искавших покровительства богини. Мне показалось, что большая часть подобных фигурок - женские. Мужскую я определил лишь одну. Если бы абсолютно все они были женскими, можно было бы предположить, что это антропоморфные изображения самой богини. Но наличие мужского изображения говорит нам скорее о первой версии.
Парные львы из синагоги в Сардах, начало н.э. В столице Лидии (в Сардах) лев это самое популярное изображение из всех возможных. Можно предположить, что наличие на юго-западе (в Анталье, в Фетхие, Милете), а также в центральных областях Малой Азии изображений львов более позднего времени (римского), это свидетельство длительного сохранения лувийской (анатолийской) культуры в этих областях.
Это сцена - изображение хорошо известного нам анатолийского (или фракийского всадника), рядом с которым стоят два женских персонажа. К сожалению, рельеф сильно пострадал от времени. Но исходя из общей иконографии подобных всадников можно с большой уверенностью утверждать, что две женщины тут, это две богини, видимо Деметра и Персефона - сюжет известный только в Анатолии (везде только одна). Это интересный пример парности женского божества, который появился еще в неолитическом Чатал-Хююке в VII тыс. до н.э. Как видим, этот сюжет сохранялся и во времена поздней Римской империи, когда изваяли льва. В музее Коньи можно найти еще несколько подобных сцен с парными богинями и всадником - все с мемориальных монументов.
Читайте также: