Когда групповая агрессия направлена на участника, который мнит себя внутренним лидером, для него это становится невыносимо. Обычно контроль над ней берёт ведущий. Именно поэтому он должен вмешиваться в групповой процесс, следить за динамикой группы.
Мы остановились на истории, где человек пытался заполнить собой все возникающие паузы. Это происходило от соприкосновения к его травмам. В результате участник ушёл, но позже случилась другая история. Она не имела к нему никакого отношения. Тем не менее вызвала у группы те же самые эмоции.
История иллюстрировала то, что происходило в этой группе. Она случилась через некоторое время в ту же самую сессию. Участница рассказала о своём воспоминании.
Когда она была маленькой, у неё были какие-то сложности с косточками. Ночью ей надо было спать в одном положении. Чтобы девочка не ворочалась, её фиксировали.
Наступила ночь. Девочку зафиксировали. Выключили свет и ушли, оставив в одиночестве. И всё это делала мама.
Мамино поведение девочку очень огорчало, обижало и ранило. В результате обида разрослась. В тот момент ребёнок лишился мамы эмоционально.
Отдушиной был папа. Он её поддерживал, так ей казалось.
Поддерживал-то поддерживал, но не в ситуации с фиксацией, а вообще. Он настраивал ребёнка против мамы.
С женой они не ладили. И чтобы как-то ей насолить муж начал выстраивать отношения с дочкой в обход матери.
На самом деле, мама ничего плохого делать дочке не хотела. Она беспокоилась о её здоровье. А отец не желал ничего ребёнку объяснять, а начал портить отношение между ребёнком и матерью. То есть, папа показал, мама плохая, а он замечательный. Папа просто позволил дочке жить в эмоциональной обиде.
Прошло время. Дочка выросла. Отношения в семье всё ухудшались. Отец начал употреблять спиртные напитки, не брезговал рукоприкладством и по отношению к жене, и по отношению к дочери.
В результате девочка лишилась и отца. Осталась эмоционально, психологически в собственных переживаниях полной сиротой.
Эта история показывает вход в некий абьюз. Когда отец строит отношения с ребёнком в обход матери, не показывая при этом материнскую ценность, не выстраивая с ней отношения, по сути, лишая ребёнка матери.
Конечно, в эмоциональном плане плохо, когда у детей остаётся только один родитель, потому что в этом месте они лишаются альтернативного мнения. Получается, возникает диада. А мы всегда говорим о том, что нужна триада.
Для нас крайне важна триада, когда есть трое — мама, папа и ребёнок. Не только на физическом, но и на психологическом уровне.
И совсем неважно живут родители и ребёнок вместе или нет. Здесь речь идёт об отношениях: об экологичных, здоровых психологических отношениях между вот этой триадой. А здесь всё было нарушено.
Идёт набор в сертиф. терапевтическую группу для взрослых от 21 года. Группа аккредитована в ЕАРПП ECPP EGATIN МШГА. Часы засчитываются при сертификации индивид. и групп. психоаналитика. Старт 16 мая, по Вт — 17:00 до 18:30 (мск)
3000 руб./1,5 часа.
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена.