Найти тему
Жизнь с Музыкой

Мои любимые классические/акустические гитаристы

Добрый день, дорогие друзья.

Моя любовь к классическим и акустическим гитарам проистекает, как ни удивительно, из детской музыкальной школы. Меня учил классике замечательный Учитель, и прежде всего меломан - Андрей Федорович Тетрад. Многие годы он снабжал меня отборной музыкой из своей огромной коллекции, и всем, чем я до сих пор увлекаюсь - от Yes до Диалога, от Tangerine Dream до Electric Light Orchestra - я обязан ему.

Естественно, с таким подходом, в моем учебном процессе было и огромное количество гитарной музыки. Все полученные мной от Андрея Федоровича компакт-диски я тщательно переводил в mp3 и формировал свою фонотеку. Что-то меня цепляло сразу, что-то сразу же с негодованием отметалось, до чего-то мне еще надо было дорасти. В любом случае, я начал понимать инструмент, на котором обучался, научился отделять музыкантов от технарей, мастеров от виртуозов. В акустике богом для меня стал Стив Хау, в классике - Gipsy Kings. Со временем я перестал воспринимать обожаемого в детстве Армика, распознав поверхностность его игры. Многие исполнители классической гитары старой школы (Зоран Дукич, Джон Уильямс, Пако де Лусиа, Пепе Ромеро, Мануэль Баруэко) для меня постепенно слились во что-то единое - звук гитары есть, определенное настроение есть, но выделять в этом конкретного исполнителя уже и не хочется. Новые исполнители - Antoine Dufour, Andy McKee, будучи мастеровитыми технически, не зацепили меня музыкально.

После сотни переслушанных гитарных альбомов я начал понимать, что как бы ни старался гитарист, каким бы он ни был виртуозом - одному ему Музыку не сделать. Даже великое трио лучших мастеров мира - Пако, Маклафлина и диМеолы, как это ни прискорбно, скорее всего не останется в веках, как не остались многие исполнители классики прошлого. Что же говорить о десятках более простых групп, пусть даже очень раскрученных, но построенных только на гитаре? Чем больше я слушал гитарные альбомы, тем больше разочаровывался в гитаре как солирующем инструменте. Надо отметить, что это касается и любых других инструментов клавишных, баса, ударных. Только командная работа, только смешение стилей с кратковременным солированием сейчас может сработать.

Так что мой рассказ о классических/акустических гитаристах получится коротким. В этой статье я просто хотел бы познакомить вас с тем, что за эти годы осталось лично со мной. Другими словами, здесь крайне субъективная подборка музыкантов, которые когда-то срезонировали для меня. Может быть, и вам понравится.

Acoustic Alchemy - The Beautiful Game ("The Beautiful Game", 2001)

Начнем с простого. С этими ребятами все предельно понятно. Одна из самых успешных "фоново-инструментальных" групп 1990-2000-х годов. Хотя их относят к "мягкому джазу", джаза там не больше, чем других стилей - фламенко, регги, чистой классики, этники. По сути это легкий fusion-поп - непритязательная музыка с налетом чилла, романтики и благолепия, с минимальными требованиями к владению инструментом - расхожие мелодии и совсем немного импровизации, чтобы не оттолкнуть массового слушателя. Сейчас такое не выстрелит, не заработает ни денег, ни фанатов, сейчас такое ставят в качестве фоновой музыки в конференц-залах, лобби, тихих ресторанах. Но еще лет 30 назад, опять же по следам Gipsy Kings, это вполне было где-то рядом с мейнстримом этники и world-music - были турне, большие выступления. По большому счету, Acoustic Alchemy в формате дуэта (акустический гитарист и классический гитарист) с приглашенными музыкантами-"оформителями", существует и играет по сей день. Если вы прослушаете всю их огромную дискографию, вряд ли вы запомните хотя бы 10 вещей. Я запомнил одну - вот эту.

Francis Goya - If I Only Had Time ("16 Droommelodieën", 1978)

Для меня Франсис Гойя - это Андрес Сеговия на минималках.

Сеговия - не просто великий классический гитарист, не просто основатель классической гитарной школы XX века. Его звукоизвлечение, певучесть игры находятся на недосягаемой высоте, он показал пик возможностей классической гитары, фактически вынув из нее душу.

Франсис Гойя тоже обладает выдающимся звукоизвлечением, но он не виртуоз. Но при этом, обходясь очень малым количеством нот, он мягко достает из гитары максимум уюта и тепла. К сожалению (или к счастью), Гойя, являясь в первую очередь именно популяризатором классической гитары, со временем оказался не среди плеяды заслуженных (но канувших в веках) академических гитаристов, а в обществе легких композиторов и исполнителей в стиле easy-listening. Из-за простых "эстрадных" аранжировок для своей гитары, его имя теперь стоит в одном ряду с Полем Мориа, Джеймсом Ластом, Ричардом Клейдерманом, Фаусто Папетти, даже с Рэем Кониффом, то есть с мастодонтами так называемого "популярного эстрадного инструментала", от которого, несмотря на сохраняющуюся популярность в 4 поколении, последние лет 30 отчетливо несет нафталином.

Поэтому скажу так - я просто безумно люблю эту пластинку Мелодии. Причем в детстве ее у меня не было - она попала ко мне лишь несколько лет назад. Пластинка старая, запиленная, трещит адски, но я регулярно ставлю ее на вертушку и погружаюсь в блаженство и умиротворенность, которую творит этот удивительно располагающий к себе человек с обложки.

Nicolas de Angelis - Jeux Interdits ("Toute la Guitare", 1985)

Николас де Анджелис - это тот самый гитарист, у которого Gipsy Kings позаимствовали "несколько нот" - пьесу "Quelques Notes Pour Anna", ставшую первым синглом Николаса в 1981 году. А еще именно его исполнение "Романса Гомеса" обычно ставят начинающим гитаристам в музыкальной школе. Мне же тогда дали на выбор несколько вариантов исполнения этого романса - и я не смог выбрать ни один. Конечно, я сам в итоге играю эту вещь (а кто не играет?), но я еще в школе понял, что хорошо ее исполнить будет очень трудно. Не технически - технически она очень простая. Чуть сложнее (но тоже несложно) сбалансировать все ноты по громкости извлечения. Основная проблема этой пьесы - ей крайне тяжело придать движение. Дело в том, что в ней мелодия жестко заперта между нотами арпеджио-аккомпанемента. Начинаешь двигать мелодию - каждая нота аккомпанемента должна математически подчиниться мелодии и быть сыграна с идеальным таймингом. Косякнешь на долю секунды - эмоциональная фальшь вылезет наружу и испортит все впечатление. Особенно сложно играть самые первые 8 тактов - слушатель за это время сразу уловит, что ты за человек. А преподаватель сразу поймет - как ты ее будешь играть дальше - с движением или без. Что интересно, Николас ее сыграл практически статично (обойдясь только динамикой громкости нот мелодии), но все-таки поймал правильный микротайминг - и в итоге это одно из очень немногих исполнений этого замученного романса (даже исполнение Гойи мне пришлось отмести), которое я могу слушать без явного отторжения.

Для желающих быстро охватить творчество этого замечательного француза - рекомендую его сборник 1997 года "Le Meilleur de la Guitare".

Bruce BekVar - Seventh Heaven ("Time Dreams", 1994)

Брюс БекВар появился в моей жизни на последних курсах универа, в период моего увлечения эзотерикой. Проходившие в середине-конце 2000-х годов в Москве семинары по Друнвало Мельхиседеку, приведшие меня в итоге в чил-сообщество, сначала в качестве слушателя, а затем и в качестве гитариста проекта Chronos Ника Клименко, наложили отпечаток и на мой музыкальный кругозор. В те годы я с радостью соединил у себя в голове нью-эйдж (в том виде, в какой его понимали гении планетарного масштаба - Майк Олдфилд и Вангелис, которыми я к тому времени увлекался уже очень давно), и очень нишевую, субкультурную, и при этом откровенно оторванную от земли музыку в стилях эмбиент и чил-аут. Под эмбиентом я здесь имею в виду не чисто экспериментальный электронный эмбиент в лице ранних Tangerine Dream и Клауса Шульце, а более позднее понимание этого стиля как фоновой, обволакивающей музыки для медитаций и духовных практик (Entheogenic, G.E.N.E., Oxfort & Hochtl, Synchestra). И вот где-то на границе между таким эмбиентом/даунтемпо, проектом Delta Sleep System Джеффри Томпсона, и более коммерческим спокойным инструменталом с гитарой - и расположился Брюс БекВар. В аюрведическом мире с радостью восприняли его концептуальный тройной альбом "The Magic of Healing Music" (1995-97), настраивающий и балансирующий каждую конкретную дошу, в честь которых названы каждый из дисков - Vata, Pitta и Kapha. При этом, будучи не только гитаристом, но и лютье (мастером-изготовителем гитар), Брюс досконально знает свой инструмент, и поэтому его музыка, даже если убрать из нее эзотерический аспект, оказывается удивительно гармоничной, умиротворяющей, и при этом достаточно разнообразной - его акустическая гитара обрамляется качественными атмосферными аранжировками, которые он же в основном и создает.

Craig Chaquico - Acoustic Highway ("Acoustic Highway", 1993)

Крейг Чакисо в свои подростковые годы успел зацепить эпоху титанов начала 1970-х в лице Jefferson Airplane, Grateful Dead, Crosby, Stills, Nash & Young. Он выступал второй гитарой с Джерри Гарсией, Дэвидом Кросби, Карлосом Сантаной, и попал в постоянный состав реинкарнаций Jefferson Airplane - Jefferson Starship, и далее в Starship. В 1990-м году он покинул Starship, чтобы заняться сольной карьерой. По большому счету, он начал работать в том же не особо интересном стиле, что и Acoustic Alchemy, но так вышло, что его первый альбом Acoustic Highway так и отложился у меня в голове - как пример непритязательной, но качественной, мечтательной и позитивной музыки с ведущей ролью искрящейся акустической гитары.

Blackmore's Night - Minstrel Hall ("Shadow of the Moon", 1997)

Здесь слова излишни, думаю, этот альбом знаком абсолютно всем. С одной стороны, понятно почему - это проект Самого Ричарда Блэкмора, гитариста Deep Purple и Rainbow, одного из самых влиятельных музыкантов современности. Но насколько же это была рискованная авантюра! Громогласный рок-аксакал, он внезапно, да еще совместно и со своей обрученной (впоследствии - женой), решает перенести в конец XX-го века век XVIII-ый. В ход пошли все атрибуты эпохи ренессанса - мандолины, необычная перкуссия, струнные и духовые инструменты, обработки французских народных песен, Лебединое озеро Чайковского, а также, к лично моей радостной истерике - материал одной из моих самых любимых групп - самой оригинальной Renaissance и ее песню Ocean Gipsy от 1975 года. Первый альбом этого, казалось бы, довольно аферистического проекта, мало того, что стал вдруг самостоятельной классикой, так он еще и содержит две, по моему мнению, обязательных пьесы для любого акустического гитариста - "Minstrel Hall" и "Memmingen".

Почему обязательных - потому что они неведомым мне образом умудряются добавить нечто оригинальное и важное в, казалось бы, уже давным-давно завершенные гитарные хрестоматии Каркасси, Карулли, Сора, Коста и Пухоля. Другими словами - это эффектнейшие вещи для экзаменов в музыкальной школе, причем Memmingen вполне играется в конце первого года обучения, Minstrel Hall - второго, и они обе отлично звучат на классике. И главное, что это не пыльные образцы давно минувших дней, а именно свежие, современные вещи. Конечно же, обе они в моем репертуаре, и они абсолютно беспроигрышные. При этом желающие могут пойти дальше - уже на следующем альбоме есть значительно более сложная, но такая же эталонная акустическая вещь - Possum Goes to Prague. Что касается самого альбома Shadow of the Moon - то он удивительным образом обернулся оглушительным успехом, который продолжается уже более 25 лет. Дорогу Блэкмору и его Найт!

Jesse Cook - Luna Llena ("Gravity", 1996)

Если Блэкмор гремит на весь мир, то о канадском гитаристе по имени Джесси Кук известно гораздо меньше. Но ему тоже удалось однажды записать кое-что очень особенное.

Я специально ставлю эту вещь после Minstrel Hall - эти две вещи, хоть и принадлежат разным гитарным школам, говорят об одном и том же. В обеих композициях сквозит образ сумеречного менестреля в тени. Но Джесси Кук не просто сумеречный гитарист, в его музыке я всегда слышал тот самый неуправляемый темный хаос, воспетый самой неустойчивой группой в мире - King Crimson. Ну а через много лет ты наконец-то добираешься до интернета и выясняешь, что на этом альбоме каким-то образом на басу оказался сам Тони Левин из King Crimson. И тогда все становится на свои места.

Blonker - Fantasia ("Fantasia", 1980)

У немецкого гитариста по имени Дитер Гайке тоже славы и известности совсем немного. Но его альбомы подкупают какой-то простотой и наивностью, при том, что профессионализма и мастерства ему не занимать. Он сам играет на всех инструментах, порождая спокойные, глубокие, мечтательные миры. Я не встречал у него проходных пьес, все сделано с большим старанием и любовью. И, конечно, у него есть один недосягаемый шедевр - "Фантазия". Эта вещь явно выросла одной ногой из самой известной вещи того же Гойи - "Nostalgie" 1975 года (которая в свою очередь ведет начало из романса "Очи черные"), другой ногой - из того же самого "романса Гомеса", но по моему мнению, превосходит их обе. "Фантазия" Блонкера такова, что ее очень просто сыграть и очень сложно забыть.

-2

Tommy Emmanuel - Gameshow Rag/Cannonball Rag ("The Mystery", 2006)

Что касается непосредственно сегодняшнего дня, то, пожалуй, наиболее крутым акустическим гитаристом сейчас является Томми Эммануэль.

-3

Но слушая его альбомы, меня никак не покидало чувство досады. Он ведь гений, феномен, он всю жизнь посвятил развитию своего мастерства и достиг просто нечеловеческих высот. При этом он редчайший виртуоз, не зацикленный на технике. У него очень продуманная и живая музыка. Кроме того, он живет в то время, когда гитариста можно реально круто записать. Но беда в том, что такие, как он, сейчас не нужны. Виртуозное владение одной гитарой - это совсем не то, что сейчас ценится в шоу-бизнесе. То титаническое количество труда, которое он вложил в освоение этого инструмента, в наше время не может дать соответствующей отдачи. Он очень хороший артист, он умеет заводить зал, его мастерство на сцене только растет. Но он навсегда останется "широко известным в узких кругах", потому что он избрал своей музой акустическую гитару и он не состоит в группе. Ведь слушатель сейчас пошел очень требовательный - слишком много сейчас народу прется на сцену, и мы не слушаем что попало, а отбираем с целого дерева по две самых сочных черешенки, безжалостно выбрасывая остальное. Вот Томми - записал больше 20 альбомов, а я поставлю вам только одну вещь.

Да, у меня упала челюсть, когда я ее услышал. Да, невозможно поверить, что она играется одним человеком на одной гитаре в один дубль. И да, я тоже ее когда-нибудь осилю (осилил же The Clap Стива Хау - осилю и это). И не спрашивайте, зачем. Мой труд тоже будет на%рен никому не нужен, но это просто моя жизнь и я не могу иначе. Да, у меня довольно странная мотивация к жизни. Слава богу, Томми так не думает, а просто живет, играет, радуется и даже иногда приезжает в Россию. Прошу вас, когда это в следующий произойдет, прийти на его концерт, поддержать его. Во-первых, потому что ему очень далеко лететь к нам из Австралии. А во-вторых, потому что в наше время, когда всю музыку делают неучи на ноуте, он - вымирающий вид настоящих музыкантов.

И все же, по моему мнению, время такой музыки безвозвратно ушло. Классическая и акустическая гитары исчезли с крупных площадок, уступив место новым "хайповым" виртуозам на youtube, которые тоже делают не музыку, а скорее какие-то однодневные зарисовки-"упражнения". Это не плохо и не хорошо, это просто происходит. Поэтому я и решил написать эту статью - как будто важную для меня музыкальную эпоху подытожил для себя же. Буду рад, если в комментариях вы меня переубедите, предложив каких-то новых исполнителей, которых я не знаю.

Спасибо за внимание и до новых встреч на моем канале!