Найти тему
dinVolt

"Обитель зла": обречённая на провал франшиза

Нет, я понимаю, что заголовок выглядит странно во времена, когда римейк четвёртой части Resident Evil пользуется бешеной популярностью, да и предыдущие от него недалеко ушли. Какой же тут провал? Но давайте немного поговорим про эту серию (и нет, мысль насчёт игр про зомби не связана с Пасхой, это просто случайное совпадение!)

Если вы знакомы с законами литературы, то знаете, что в основе хорошего сюжета лежит конфликт, а чтобы за ним было интересно наблюдать, этот конфликт должен быть постепенным, иметь предпосылки, развитие, кульминацию, ну и так далее. В общем, сюжет не должен стоять на месте, а должен развиваться, желательно, чтобы при этом развивались и персонажи произведения.

А в хороших играх есть похожий момент - кривая сложности. Сначала вы не умеете играть, и вам дают простое задание - например, победить крыс в подвале. По ходу выполнения вы учитесь, и дальше убивать крыс становится скучно - и вы получаете более сложное задание, новые умения. Играть становится сложнее, но интерес благодаря этому сохраняется.

Когда мы говорим о франшизах, длинных сериях тех или иных историй, то проблема развития, на самом деле, является одной из самых сложных - достаточно посмотреть на каких-нибудь "Мстителей" или серию книг о Ночном и Дневном Дозорах. А когда речь заходит об играх, сверху ещё накладывается кривая сложности, что только добавляет хаоса.

И "Обитель зла" не просто прикоснулась к этой проблеме, она в неё прям вляпалась, нырнула с головой, начиная с самой первой игры. Просто из-за своего концепта.

Вот если взять самую первую часть, что там происходит? Мы начинаем игру за обычного полицейского, который участвует в расследовании загадочных нападений. Наш персонаж - так-то обычный, у него нет какого-то крутого оружия, каких-то специальных навыков и так далее. А место действия - обычный город и обычный особняк, в котором мы боимся нападения зомбей. Но уже в конце игры эта атмосфера страха улетучивается - потому что мы хоть и спускаемся в подземную лабораторию, где обитают более сильные враги, но к этому моменту у нас уже есть довольно внушительный арсенал оружия и аптечек, мы умеем управлять персонажем и знакомы с логикой разработчиков. Игра из страшно-напряжённой сначала превращается в просто напряжённую.

Кадр из промо Resident Evil: Remake
Кадр из промо Resident Evil: Remake

А что делать дальше? Можно развивать "объём" сюжета - зомби толпами выходят в город. Вторая часть игры пошла именно по этому пути. А дальше? Зомби выходят в мир? Так это будет конец серии, дальше ничего усилить не получится. Можно развивать персонажей - так у нас хороший парень Леон, полицейский, которого угораздило в первый же рабочий день угодить в зомби-апокалипсис, превращается в матёрого крутого агента, который этих зомби без особых метаний мочит направо и налево.

И, собственно, всё. Дальше нужно либо "сбрасывать" историю - переносить её в другое место, где начинаются совсем другие события, либо "сбрасывать" персонажей - например, вводить новых. Иначе получится какая-то совсем никому не нужная фигня.

Посмотрите на две последние игры - Resident Evil 7: Biohazard и Resident Evil 8: Village. В них ведь повторяется тот же самый паттерн. После предыдущей фигни вся серия "сброшена" и начинается заново - в седьмой части обычный человек Итан Уинтерс приходит в жуткое место, по ходу сюжета набирается опыта и оружия, побеждает всех врагов. В восьмой части решили избежать масштабирования сюжета - и местный грибок, который тут выступает главным противником, не захватывает город или мир, но взамен пришлось развивать персонажа. И в вампирской деревне нас уже ожидает настоящий спецагент, почти неубиваемый терминатор, который как-то даже не особо удивляется происходящему, а самый страшный момент в игре связан не с огромной вампиршей, не с оборотнями и прочими чудищами, а с галлюцинациями главного героя. Да и мир вокруг - это уже не отдельная ферма где-то на отшибе, а довольно-таки масштабная область, пусть это и не город, а деревня по соседству с замком.

Кадр из игры Resident Evil II: Remake
Кадр из игры Resident Evil II: Remake

А если посмотреть на фильмы? В первом у нас есть и интересный сюжет, и хорошая главная героиня. Да, Элис не было в играх, и вообще фильм очень сильно "по мотивам", но, тем не менее - это такой добротный зомби-боевик. Во второй части главная героиня осталась той же, но сюжет масштабируется - зомби выходят в город. Этот фильм слабее написан, но его интересно смотреть. Но уже в третьей части режиссёру приходится залпом осушить рюмку текилы и под крик: "Федя, дичь!" придумать ей сверхспособности. Место действия при этом тоже развивается - теперь уже зомбями охвачен весь мир. И этот фильм тоже смотрибелен. Но что развивать в четвёртой части? Элис "сбрасывают" - отбирают сверхспособности в самом начале, и она снова становится немножко интересным и близким персонажем (немножко - потому что мы это уже видели, и смотреть второй раз не так уж и интересно), но вот нормальное масштабирование сюжета дальше просто невозможно, и там начинает происходить всякая лютая чушь, иначе и не скажешь.

Всё вот это, кстати, не говорит о том, что игры плохие, наоборот - все упомянутые части очень даже хороши. Но необходимость этого постоянного метания между обычным человеком и сверхчеловеком, между страхом и развлекательностью, между камерностью и масштабом - вот это всё создаёт очень интересный парадокс, когда очень сложно сделать так, чтобы одному и тому же игроку понравились две-три игры подряд.

Например, первая сцена типа "бой против всех в деревне". В восьмой части это страх, паника, выживание - ведь враги невероятно сильны, места для манёвров мало, как и боеприпасов; но вот только эта сцена нечестная, и даже если мы очень круты как игроки, мы всё равно не сможем её пройти в обычной игре. А в четвёртой части такая же сцена - это экшн, тактика и крутизна главного героя, вот только это совсем не страшно и не атмосферно. И это не значит, что какая-то из этих сцен плоха или не работает, нет - просто они работают по-разному, и разные игроки будут предпочитать разные варианты.

Такие вот дела. Если меня спросить, что будет с девятой частью, то я отвечу: "Это будет очень хорошая и популярная игра, которая вызовет недовольство у значительной части старых фанатов". Так что девятую часть "Обители зла" я жду с нетерпением - просто потому что интересно узнать, какой путь в этот раз выберут авторы, и сбудется ли моё предсказание.

Кадр из игры Resident Evil IV: Remake
Кадр из игры Resident Evil IV: Remake